Флюра Горловецкая
Проект «Музыка красок и звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Музыка красок и радуга звуков!»
Автор проекта :
Горловецкая Ф. А.
высший квалификационной категории
МБДОУ №110
Паспорт проекта
Тип проекта : Творческий
По количеству участников: фронтальный
Публикация «Проект „Музыка красок и звуков“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
По характеру содержания: ребенок, воспитатель, родители, музыка, изобразительная деятельность
По характеру участия ребенка в проекте : исполнитель
По продолжительности: краткосрочный
Состав участников:
Музыкальный руководитель Горловецкая Ф. А.
Воспитатели
Дети от 4 – 5 лет
Родители
Продукт проекта : альбом «П. И. Чайковский «Детский альбом»; «Времена года»; «Радуга звуков»; муз. -дидактическая игра «Музыкальные инструменты»; альбом детских работ снежинки; выставка совместных работ родителей и детей.
Актуальность
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
• адекватно воспринимать визуальный мир информации;
• ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
• осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе, общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
Возрастные особенности детей от пяти до шести лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются.
Развивается образное мышление, совершенствуются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов и сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей : формируются начальные представления о видах и жанрах музыки; устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами; формируются эстетические оценки и суждения; обосновываются музыкальные предпочтения; проявляется некоторая эстетическая избирательность. При прослушивании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.
Творческие проявления становятся боле осознанными и направленными. В продуктивной деятельности детьми также могут изображать задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
Гипотеза
Взаимодействие музыки, изобразительного искусства на занятиях обогатит дошкольников яркими художественными впечатлениями, окажет стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей, позволит расширить музыкальные навыки.
Цель проекта :
Воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в тесном взаимодействии различных видов музыкальной и изобразительной деятельности.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Учить слушать и понимать музыку.
2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
3. Знакомить с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д. Кабалевский)
4. Учить воплощать музыку в рисовании.
5. Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
Развивающие:
1. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
2. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
3. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
4. Развивать музыкально-ритмические навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать способность к созидательной деятельности в области искусства.
Этапы проекта :
1. Организационно – подготовительный:
Беседа с детьми и родителями о предстоящей деятельности.
Знакомство с планом работы.
Подготовка музыкального репертуара.
2. Аналитический:
Разработка мероприятий в соответствии с тематическим планом проекта.
3. Практический:
Проведение бесед, музыкально-дидактических игр; просмотр иллюстраций, альбомов; слушание музыкальных произведений, знакомство с композиторами; рисование, знакомство с музыкальными инструментами.
4. Заключительный.
Систематизация и оформление материала в рамках проекта. Обобщение результатов работы.
Формы реализации проекта :
• Беседа
• Рассматривание альбомов
• Слушание музыкальных произведений
• Вокальное исполнительство
• Муыкально-дидактические игры
• Игра на музыкальных инструментах
• Хореографическое исполнительство
План работы над проектом :
1 неделя
Понедельник Д. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковский «Болезнь куклы».
М/д. игра: «Разноцветные домики» Слушание музыкальных фрагментов; определение по характеру; соотношение характера музыки с цветными домиками.
Вторник Музыкально-ритмическое упражнение :
Р. н. м. «Светит месяц, светит ясный» Слушание музыкального фрагмента; разбор ритмического рисунка; составить из цветочков различного размера ритмический рисунок музыкального произведения.
Среда «Пестрый колпачок» Г. Струве.
«Вальс Шарманка» Д. Шостакович Разучивание песни; анализ произведения, определение характера; рисование красками «Веселый клоун» под музыку.
Четверг «Снежинки» А. Стоянова
«Русский вальс. Зима» Д. Шостакович Слушание и анализ музыкального произведения; вырезывание снежинок из салфеток.
Пятница М/д. игра «Угадай инструмент»
«Элегия» С. Рахманинов
Музыкально-дидактическая игра, угадывание инструментов по звучанию; раскрашивание картинок с инструментами под музыку.
Задание для совместной работы родителей и детей: Нарисовать картину по произведению А. Стоянова «Снежинки»
2 неделя
Понедельник «Марш деревянных солдатиков»
П. Чайковский
Слушание музыкального фрагментов; определение по характеру; соотношение характера музыки с цветами красок; игра на ДМИ.
Вторник «Снежные мелодии» Выставка детских работ; слушание классической музыки.
Среда «Пестрый колпачок» Г. Струве.
«Русский вальс. Зима» Д. Шостакович Пение песни; хореографическая постановка.
Четверг Музыкальные произведения Д. Шостаковича, П. Чайковского, С. Рахманинов. Беседа «Как услышать мир в красках»; рисование картин к прослушанной музыке.
Пятница Музыкальная гостиная : «Музыка красок»
Тематическое развлечение по пройденному материалу.
Ожидаемые результаты:
Слушает и понимает музыку.
Определяет характер музыки, ее настроение.
Знаком с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д. Кабалевский, Д. Шостакович, С. Рахманинов)
Умеет воплощать музыку в рисовании.
Умеет передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
У дошкольников развита музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения; мышление и воображение, познавательную активность; детское художественное творчество, эстетическое восприятие; музыкально-ритмические навыки.
Обладает способностью к созидательной деятельности в области искусства.