Юлия Калениченко
Проект «Муравей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Муравей»
Вид проекта : познавательно — исследовательский; групповой.
Продолжительность проекта : средне срочный; 3 месяца.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность.
Во время прогулки на участке около березы, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.
Темочки:
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Предмет проекта : муравей.
Объект проекта : муравейник.
Цель: собрать и изучить сведения о муравьях; разгадать тайну муравейника.
Задачи:
- Узнать кто такие муравьи : как они выглядят, какое у них строение тела;
- проанализировать какую пользу приносят муравьи растениям и человеку:
- воспитывать бережное отношение к насекомым;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- изготовить макет муравейника.
Проблема: Нужны ли муравьи в природе?
Гипотеза: предположим, что муравьи приносят пользу природе.
Предполагаемый результат: вывод - муравьи приносят пользу растениям и человеку; изготовление макета муравейника.
Сотрудничество с семьей:
• Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
• Изготовление родителями совместно с детьми и воспитателями макет муравейника.
Методы и формы работы:
v - наблюдения;
v - беседы;
v - рассматривание иллюстраций;
v - подвижные игры;
v - пальчиковые гимнастики;
v - дидактические игры;
v - заучивание стихотворений.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми.
2- й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й - обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний; макет муравейника.
Продукт проектной деятельности :
• Итоговое занятие по проекту «Муравей».
• Макет муравейника
Подготовительный этап:
• Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
• Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
• Информирование родителей о реализации проекта.
Основной этап:
• Беседа: «Насекомые»
• Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.
• Чтение: Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин "О муравьях", Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», Леонардо Да Винчи «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
• Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.
• Просмотр мультфильма по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
• Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.
• Целевая прогулка «Муравьи»
• Подвижные игры. «Муравьи и дождь». «Муравьи и слон».
• Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание муравья под лупой, опыт «Муравьиные дорожки».
• Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
• Раскраска рисунка «Муравей».
• Наблюдение за насекомыми.
• Изготовление макета муравейника.
Заключительный этап:
• Итоговое занятие по проекту «Муравей».
• Изготовление макета муравейника.
Вывод:
Там, где есть много муравейников, никогда не будет вспышек массового размножения большинства вредных насекомых. Поэтому, просто необходимо охранять муравейники. Так долго и трудно их строить муравьям и так легко некоторым людям его сломать. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, чтобы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет целая их страна. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев – санитаров леса.
Мы никогда не будем ломать муравейники и другим ребятам не позволим этого делать, ведь мы теперь знаем все о жизни муравьев, и знаем, какие они труженики и настоящие санитары живой природы!
Материалы к проекту
Подвижные игры.
«Муравьи и дождь».
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
«Муравьи и слон».
Цель: Развитие внимания,быстроты и ловкости.
Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".
Дети танцуют как хотят.
Слон: " Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!"
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
Целевая прогулка «Муравьи»
Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;
Ход прогулки.
Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.
Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы- предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.
Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.
Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.
Я – муравей – трудяга,
Со мной моя коряга.
Несу домой тяжелый груз.
Своим трудом всегда горжусь.
Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара или конфетку. Понаблюдать за их поведением.
Труд в природе.
Цель: учить детей собирать веточки в определенное место (в корзину)
Воспитатель. Муравьишки-девчонки и мальчишки, я знаю, что вам нравится, когда вокруг чистота, давайте собирать веточки на нашем участке в эту корзинку. (Дети собирают веточки, палочки на территории детского участка и кладут их в корзинку) .
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
Мы – лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
- Как мы можем определить погоду по поведению муравьев?
(Если в муравейнике все ходы открыты, а муравьи активно двигаются – к ясной погоде. А если муравьи прячутся в куче и закрывают входы в домик - жди сильного дождя и ветра.)
Превращение в муравьев (надеваем маски муравьев,
6. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
7. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Воспитатель читает:
Насекомые проснулись,
Тоже к солнцу потянулись,
Трудятся они весь день,
Позабыв про сон и лень.
Загадки про насекомых (с демонстрацией изображения насекомых).
У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам кусочек хлеба? (Божья коровка)
Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
Шевелится у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
У нее четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела
И большие, большие глаза.
Называют ее (стрекоза)
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки,
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет. (кузнечик)
8. Выставка поделок и рисунков.
Д/упр «Расставь картинки по порядку»
Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.
Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»
Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.
Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.
Ну а рост муравья дальше продолжается,
И личинки из яиц вскоре появляются.
Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки
Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.
леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).
Итог занятия:
- Почему муравьев назвали «народцем»?
- Почему муравьев считают самыми сильными?
- Что такое муравейник?
- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
- Почему муравьи заботятся о тлях?
- Как появляются на свет муравьи?
- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
- Зачем муравьям усики?
- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
- Чем питаются муравьи?
- Назовите врагов муравьев.
- Почему муравьев называют «санитарами леса»?
Используемая литература:
Шоригина Т. А. Насекомые. Какие они?
Шоригина Т. А. Осторожные сказки.
Шоригина Т. А. Стихи и сказки о родной природе.
Агеева Д. И. Веселые загадки – складки и загадки обманки.
Интернет ресурсы.