Валентина Тюнькова
Проект «Муравей-защитник природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать проявлению осознанного и нравственного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. Развивать познавательный интерес и экологически бережное отношение детей к представлению мира насекомых - муравьях.
Задачи проекта :
- Расширить кругозор детей о живой природе, углубить и систематизировать знания и представления о муравьях.
- Воспитать экологически бережное отношение к окружающей природе, к муравьям как к представителям мира насекомых.
Публикация «Проект „Муравей-защитник природы“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развивать связную речь детей через заучивание и чтение стихотворений, составленных рассказов и пересказов.
- Формировать навыки исследовательской деятельности через экспериментирование.
- Воспитать у детей коммуникативные качества: умение договариваться, работать в группах, помогать друг другу, оказывать взаимоподдержку.
Актуальность:
Наша жизнь связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на на полях мы выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы. Природа дает нам все необходимое для жизни, поэтому ее нужно беречь.
Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастит урожай на полях, не смогут работать фабрики, заводы. Животным и человеку нужна чистая вода. А если заводы и фабрики будут делать выбросы, то вода станет вредной. Ее нельзя пить, нельзя поливать поля. В грязной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения, насекомые.
Замечательный русский писатель М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая. Солнце с великим для нас сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять водоемы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы. Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину. "
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает наиболее эмоционально, он способен сопереживать, сочувствовать, искренне удивляться, и поэтому необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям.
Современные дети живут в обществе потребления, большинство людей даже не осознают, какой вред природе наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени- взаимодействие человека с природой.
Всем известно, что в последнее время ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истребление лекарственных растений. Для этого, чтобы экосистема была здоровой и сильной нужно ее охранять и защищать. Проблема в отсутствии экокультуры.
Предварительная работа.
- Прогулки, экскурсии по территории детского сада.
- Беседа о лесе, рисование запрещающих знаков "Не губите природу"
- Беседа "Что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых" (Растения или животные). Почему это произойдет? Как это повлияет на нас? Как это не допустить?
- Заучивать стихотворения В. А. Леонов "Муравьишки"
- Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
-Дидактические - экологические игры "Собери насекомых", "Четвертый лишний", "Один-много", "Назови ласково".
- Слушание музыки, песни "Муравья и стрекозы"
- Раскрашивание картинок на тему "Охрана природы"
Предполагаемый результат.
- У детей расширился кругозор о муравьях, о среде их обитания, видах питания, их качествах (трудолюбии)
- У детей сформированы осознано правильное отношение к природе : желание оберегать муравьев, они научились беречь муравьев.
- Сформировались навыки исследовательской деятельности.
- Сформировались навыки элементарного эксперементирования по проблеме питания муравьев (муравьи любят сахар)
- Проявили бережное отношение к природе.
- Проявили эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
Описание проекта.
Проект направлен на защиту природы. Расширить кругозор о муравьях, о среде их обитания, характерных особенностях, и питания.
Реализация проекта затрагивает также образовательные области: Художественно-эстетическое развитие и познавательно-речевое.
Сроки выполнения.
В течении 3 недель.
Мероприятия в рамках проекта.
1. Просмотр мультфильма "Муравьишка-хвастунишка", "Путешествие муравья" по сказке В. Бианки.
2. Заучивание стихотворения В. А. Леонов
"Муравьишка-муравей
Отдохни, присядь скорей
Ты себя побереги
И силенок накопи
На ногах ты целый день
Словно заведенный
Строишь домик лето все
Из прутиков, иголочек!"
В. А Леонов
"Муравей конечно мал
Но при этом он удал,
Без обедов, выходных
Целый день в трудах своих"
3. Участие в городском конкурсе "Зеленый мир"
Результат - победители, лауреаты.
4. Экологический праздник "Колесо времен года" с участием родителей
5. Исследовательская деятельность на прогулке.
- Взять лупу и рассмотреть муравья
Обобщение: Муравьи живут муравьиной одной большой и дружной семьей.
В одном муравейнике столько муравьев, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила полетать. Но, потом, став матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике.
Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. О личинках заботятся рабочие муравьи : кормят и ухаживают за ними. У муравьев утолщенное брюшко, голова, грудь, три пары маленьких ножек. У муравьев сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
- Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
Муравьи - хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют "Санитарами леса". Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и примыкающие, а также барсуки, лисы, медведи.
Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть как муравьи будут его собирать.
Результат : Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
Объянение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества -феромоны, выделяемые их телами.
Стоит одному муравью найти пищу (в нашем случае сахар), как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу (Например обползает камешек). Если ты напугаешь муравья, он сразу подает другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи солдаты-находящиеся дальше наоборот приготовятся к нападению.