Светлана Козакова
Проект «Мост для друзей» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мосты – самое доброе изобретение человечества.
Они всегда соединяют» (Алексей Иванов)
Проект краткосрочный (2 недели)
Участники – воспитанники подготовительной к школе группы, родители
Предварительная работа – чтение произведений (Н. Павлинов «Сказка про мост», Е. Пермяк «Пичугин мост», Н. Сабадаш «Сказка про Калинов мост» (Рассматривание иллюстраций)
Публикация «Проект „Мост для друзей“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Введение Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Разработка инновационных форм, методов, средств, технологий – вот путь развития дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень.
Актуальность Технология «Ситуация» - одна из инновационных технологий, которая позволяет получить знания дошкольнику не в готовом виде, а добывать их самому в ходе своей исследовательской деятельности. Обратимся к притче, смысл которой сводится к следующему: «Не надо давать рыбу, надо научить ловить её». Именно в этом заключается суть образовательной технологии «Ситуация», которая является ключом управления процессом самостоятельных открытий детей.
Новизна Переход от маленькой сказочной ситуации к получению новых глобальных знаний, добытых в ходе проекта самостоятельным путём;
Активное включение родителей в проект.
Цель проекта. Создание условий для того, чтобы дети в процессе обсуждения, поиска вариантов и самостоятельного выбора учились решать познавательные, художественно-творческие и социально-нравственные задачи посредством проекта.
Образовательные задачи
- Формировать осмысленное отношение к мостам, к их необходимости в жизни человека, их архитектурному разнообразию, истории, общественно-культурной значимости.
Развивающие задачи
- Развивать интеллектуальные способности;
- Развивать умение самостоятельно анализировать ситуацию;
- Создавать идею будущего моста и план его выполнения;
- Развивать творческие и познавательные способности
Воспитательные задачи
- Воспитывать детей любовь к малой Родине посредством углубленного изучения отдельных достопримечательностей малой Родины, а именно, моста и его истории.
- Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками.
Этапы проекта
1-й Этап – Организационно-подготовительный
Изучение литературы по тематике проекта, составление плана работы, презентации «Железнодорожные, автомобильные мосты, мосты для пешеходов», подбор методического материала, литературных произведений, конструкторских наборов.
2-й Этап – Основной (пошаговая реализация проекта)
1) Введение в ситуацию
2) Актуализация мыслительных операций, а также знаний и опыта детей, необходимые для построения нового знания;
3) Затруднение в ситуации.
4) Открытие детьми нового знания
5) Включение нового знания в систему знаний ребёнка
6) Осмысление (итог)
3-й Этап – Заключительный (организация выставки творческих работ «Мой мост», подведение итогов.
Методика проведения мероприятий по проекту «Мост для друзей»
(в скобках приведены реальные ответы детей)
1-ый шаг Введение в ситуацию.
На этом шаге я создала условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность,
Предложила детям послушать р. н. с. «Пузырь, соломинка и лапоть».
- Ребята, почему герои не смогли перейти реку? (Соломинка очень лёгкая, легко ломается, а Лапоть тяжелей соломинки)
- А как повёл себя Пузырь? (стал смеяться над друзьями, поступил плохо)
- Да, а ведь всё могло бы закончиться по-другому, как? (если бы Пузырь не смеялся, он бы не лопнул, а вместе они что-нибудь придумали).
- А как мы можем изменить конец сказки? Как мы можем помочь героям, чтобы они, не ссорясь, перебрались на другой берег? (построить мост).
- Прекрасное предложение!
- Ребята, а что такое мост? (дети объясняют)
- А вы ходили когда-нибудь по мосту? Расскажите (Рассказы детей)
- Итак, вы действительно хотите построить для наших героев мост? (Да)
- А вы сможете? (Да)
- Я была в вас уверена. А знаете почему? Вы дружные, всегда поддерживаете друг друга. У вас всё получится!
Дети поставили перед собой «детскую» цель. Я включила детей в беседу, связанную с их личным опытом. Эмоциональное включение детей в беседу позволило мне плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа явились вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Включился механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»).
2-ой шаг Актуализация.
На этом этапе работы я актуализировала мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.
- Ребята, а из каких основных частей состоит мост? (Часть, по которой должны пройти наши сказочные герои называется пролётное строение, или проще – пролёт. Пролёт обязательно должен опираться на что-то твёрдое. Это часть моста так и называется – опора.
- Как вы думаете, если пролёт длинный, достаточно будет только двух опор? (нет)
- Для крепости конструкции строители мостов сооружают несколько опор. А как вы думаете, зависит ли количество опор от ширины реки? (чем шире река, тем длиннее мост, а. значит, и опор нужно больше).
Просмотр презентации с показом мостов с опорами
3-ий шаг Затруднение в ситуации
В рамках нашего сюжета я смоделировала ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности.
- Ребята, а как вы думаете, вес соломинки, пузыря, лаптя одинаковый? (Нет, лапоть тяжелее всех).
- При строительстве мостов надо ли учитывать вес того, для чего мост предназначается? (обязательно)
Просмотр презентации «Железнодорожные, автомобильные мосты, мост для пешеходов, подвесные мост»
Детская продуктивная деятельность (Дети по желанию строят мосты из строительного материала. К строительному материалу прикладываются машинки, фигурки людей, вагончики)
В ходе деятельности у детей возникает внутренняя потребность преодоления трудности, то есть появляется познавательный интерес.
4-ый шаг Открытие детьми нового знания
- Теперь, когда мы знаем, как надо строить мост, из каких частей он состоит, знаем, что обязательно надо учитывать при строительстве моста, мы можем построить мост для наших сказочных героев.
(дети выполняют коллективную работу из подручных материалов)
- Ребята, предлагаю вам выбрать материал для нашего моста и подумать, на какой вес мы будем ориентироваться (лист бумаги, картон, дощечка, веточка, кубики). Дети кладут шарик, соломинку, лапоть на предложенные пролёты, выбирают нужный материал, который выдерживает и вес лаптя).
- С пролётом определились. А если сильный ветер (дети дуют, шарик и соломинка улетают.
- Чем же нам надо дополнить наше строение? (перилами)
- Из чего же нам сделать перила? (дети предлагают)
(продуктивная деятельность, дети добавляют к своей поделке перила).
Дети снова дуют, предметы не улетают
- Молодцы! Вы справились! И наши герои не поссорились, а дружно перешли с одного берега на другой.
- Ребята, какими же знаниями должны обладать специалисты, которые строят мосты? (правильно рассчитать вес, учитывая то, для чего предназначен мост, правильно подобрать строительный материал, тщательно изучить дно водоёма, для установки опор, учитывать течение реки и ветров в районе, где строится мост).
- Да, ребята, надо очень хорошо знать математику, физику, химию и обладать другими необходимыми знаниями, чтобы построить крепкий и безопасный для жизни людей мост.
Дети сами назвали причину проблемы, я только подвела детей к этому.
5-ый шаг Включение нового знания в систему знаний ребёнка
- Дети, а в каких сказках встречаются мосты? (Н. Павлинов «Сказка про мост», Е. Пермяк «Пичугин мост», Н. Сабадаш «Сказка про Калинов мост» (Рассматривание иллюстраций)
- А что объединяет эти мосты? (Краткий обзор сказок, подвести детей к тому, что эти мосты о добре и т. д.)
- А по внешнему виду они одинаковые или разные (обсуждение с детьми. Чем похожи и чем отличаются сказочные мосты друг от друга)
- Ребята, в нашей стране очень много мостов. И сейчас вы посмотрите презентацию о самых красивых и удивительных мостах России.
-Живописный мост в Москве
- Пушкинский мост в Москве
- Большой мост через овраг Царицыно в Москве
- Дворцовый мост в Санкт-Петербурге
- Старо-Калинкин мост в Санкт-Петербурге
-Хабаровский мост через р. Амур
-Мост через Керченский пролив (Крымский мост)
- Вантовый мост в Муроме
- Сартаковский железнодорожный мост в Нижем Новгороде
-Пешеходный мост «Скайбридж» в Сочи
-Мост «Красный дракон в Ханты-Мансийске
- Бугринский мост в Новосибирске
Беседа о мосте г. Михайлова (История моста, решающая битва на нём за освобождения Михайлова в годы Великой Отечественной войны)
- Рисование моста на одну из тем «Волшебный мост», «Фантастический мост», «Мост будущего»
6-ой шаг Осмысление (итог)
У детей на начальном уровне формировалась самооценка – важнейший структурный элемент учебной деятельности.
Дети достигли цели и определили условия, которые позволили её добиться.
Вопросы: «Чем занимались?», «Кому помогли?», «Как помогли?» помогли детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижения «детской» цели. А далее, с помощью вопроса: «Почему нам это удалось?» я подвела детей к тому, что они узнали, чему научились, то есть объединили «детскую» и учебную цели.
Таким образом, познавательная деятельность приобрела для детей личностно значимый характер.
Были созданы условия для получения детям радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела.
Вывод.
В ходе проекта дети самостоятельно осуществляли исследовательскую деятельность, использовали под руководством взрослого различные источники информации и зафиксировали результаты в творческой деятельности (рисунки, конструирование, организация выставки). Реализация проекта по данной теме позволила максимально вовлечь родителей как в поисках информации о знаменитых мостах России, моста Михайлова, так и в продуктивной деятельности.
Проект имеет большое воспитательное значение, так как познакомил детей с достопримечательностью родного края, составляющую культурную часть города, с лучшими мостами России.
Проект способствовал :
- воспитанию социально–личностных качеств дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
- развитию инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению, стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитию умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Вместе с тем, у детей формировался опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находились в игровом сюжете, двигались к своей «детской» цели.
Диагностика работы с родителями по проекту
«Мост для друзей»
Перед началом работы с детьми над проектом «Мост для друзей» был проведен опрос родителей: «Как они относятся к данному проекту?». Разговаривая с родителями на эту тему 5 человек не проявили никакого интереса, 7 человек отнеслись с недоверием к данному проекту. 10 человек данный проект очень заинтересовал, им самим захотелось узнать больше о разнообразии мостов, о том, как их проектируют. По завершению проекта были выявлены следующие результаты: 1 человек никак не отреагировал, 3 человека продолжали относиться с недоверием, так как этот проект их не заинтересовал, 18 человек были увечены проектом и помогали детям участвовать и находить интересную информацию про мосты.
Делая вывод, хочется отметить высокий уровень заинтересованности родителей в том, что вызывает интерес у их детей. Желание помогать им в приобретении новых знаний.
Диагностика работы с детьми группы «Бабочки» по проекту
«Мост для друзей»
В проекте «мост для друзей» принимало участие 22 ребенка. На начальной стадии дети четко не смогли сформулировать ответы на вопросы «Что такое мост?», «Для чего он нужен?». Поэтому перед детьми были поставлены следующие задачи: сформировать осмысленное отношение к мостам, к их необходимости в жизни человека, их архитектурному разнообразию, истории, общественно-культурной значимости; развивать интеллектуальные, творческие и познавательные способности; воспитывать у детей любовь к малой Родине посредством углубленного изучения отдельных достопримечательностей, а именно, моста и его истории. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками.
Подводя итоги, хочется отметить высокий уровень знаний у детей о конструкции моста, о том для чего служит мост людям, об их архитектурном разнообразии, умение включаться в поисково-исследовательскую деятельность, пользоваться разными источниками информации для нахождения ответов на интересующие вопросы как самостоятельно, так и с помощью взрослого, умение рассуждать, обобщать, делать выводы. А самое главное наблюдается высокая познавательная активность, направленная на разные виды деятельности