Попкова Людмила
Проект «Молочный калейдоскоп» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП ПРОЕКТА : ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СРЕДНЕСРОЧНЫЙ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения. Следует заметить, что йогурт, сгущённое молоко дети едят с удовольствием, а вот кефир и запеканки - не самые любимые блюда в рационе наших детей.
Объект проекта : коровье молоко и молочные продукты
Публикация «Проект „Молочный калейдоскоп“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Молоко, корова. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Гипотеза: Если дети больше узнают о составе молока и молочных продуктах и их пользе через собственную исследовательскую деятельность, то у них появится желание употреблять молочные продукты в пищу.
Цель Активизация поисковой деятельности через эксперименты.
Задачи:
помочь детям узнать, что молоко входит в состав молочных продуктов (сливок, творога, сметаны, кефира, ряженки, йогурта, мороженого, сыра, масла)
формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телепередач)
развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое
воспитывать умение работать в команде, желание делиться информацией;
участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
привлечь родителей в работу над проектом.
Здравствуйте! Вы уже слышали, мой проект называется «Молочный калейдоскоп». Почему? Потому что, как в калейдоскопе из цветных стёклышек составляются разные узоры, так из основных составляющих молока получаются удивительные полезные молочные продукты.
Начала я свою работу над проектом с составления плана. Выглядел он так:
Вовлекла детей в решение проблемы через мотивацию;
Наметила план движения к цели;
Обсудила план работы с родителями;
Обсудила план работы со специалистами ДОУ;
Наметили план работы всех участников проекта (детей, воспитателя, родителей, специалистов ДОУ)
(вставка схемы, стр. 100 б)
После того, как составила план работы, приступила к его осуществлению.
Однажды на завтрак детям подали творожную запеканку и многие дети, как обычно, даже не притронулись к ней. Я спросила, почему же они не едят такую вкусную и полезную запеканку, ведь сгущённое молоко, йогурт и мороженое ребятишки любят. «Так это совсем другое дело», - последовал ответ.
После завтрака я предложила поговорить о молоке и молочных продуктах. Во время беседы я не спешила с подсказкой ответов на мои вопросы, как, впрочем, и на детские. Мы вместе думали, где можно найти ответы на интересующие нас вопросы. «В энциклопедиях» - сказала Света». «В библиотеке, - «добавил Артём, «В Интернете», - подсказал Егор. (Надо отметить, что совсем недавно мы говорили о пользе компьютера).
Мы решили, каждый из нас,всё что узнает о молоке и молочных продуктах, будь это: сказка,стихотворение, рассказ, потешка, упаковка, этикетка с продукта, картинка, фотография или любая другая информация поделится с нами. Это будет наша молочная «копилка». А я пообещала детям приготовить интересные опыты и эксперименты. И работа началась.
Каждый день мы узнавали что-то новое. Артём познакомил нас с новой пословицей о корове, найденной в интернете, вместе с мамой, считалку о молочных продуктах принесла Аня, загадку о молоке предложила Катя. Стихи прочитали Никита, Ваня, Алина, Тима, Даша, Миша, Кристина. С каждым днём наша копилка становилась толще.
На Новый Год Дед Мороз подарил нам для игры холодильник, а в нём, очень кстати, оказались упаковки с молочными продуктами, которым мы очень обрадовались. Мы их размножили и сделали замечательный информационный плакат для родителей «Полезные продукты к Вашему столу».
Валентина Петровна рассказала детям о том, что молоко всегда считалось одним из самых ценных продуктов, потому что корова пасётся на лугу, ест траву, цветы. В них много витаминов, которые и поступают в,коровье молоко. Врач объяснила детям, что полезно не только молоко, но и все молочные продукты. Они помогают вырасти здоровыми. Молоко полезно для зубов и костей. Оно оказывает положительное влияние на память, укрепляет иммунитет, способствует долголетию.
Молоко так удачно адаптировано к детскому организму, что вы можете употреблять его с самого рождения и на протяжении всей жизни. Молоко считается самой лёгкой пищей, оно применяется при лечении некоторых болезней и может выводить яды из организма, благоприятствует крепкому сну.
В молоке очень много белков. Белки - это строители организма. А приятный сладковатый вкус молоку придаёт лактоза. Есть в молоке и жиры, а жир- источник энергии, поэтому вы можете танцевать, бегать,резвиться.
Кальция в молоке содержится столько, что один выпитый стакан молока обеспечит вас крепкими костями и хорошими зубами, а так же сильными мышцами. В том, что организм необходимо пополнять кальцием, мы убедились проведя следующий эксперимент. Рассмотрев скорлупу куриного яйца, опустили его в банку с уксусом. Оставили на неделю. Через восемь дней кальций разрушился, скорлупа стала «резиновой.»
Дети захотели убедиться в том, что эти составляющие действительно при-сутствуют в молоке.
Настала пора опытов. Сначала проверили молоко на наличие жиров. Дети все знают, что моющее средство для мытья посуды растворяет жир. Мы налили в тарелочки молоко, капнули в них по две капли пищевого красителя, обмакнули ватную палочку в моющее средство и увидели, как шарики жира стали разбегаться по всей тарелке, а молоко стало расцвечиваться причудливыми узорами. Моющее средство растворило жир.
Наша лаборатория работала каждый день. Ежедневно мы узнавали что-то новое.
Оставили молоко в стакане на полке, а через несколько часов увидели, что вверху образовался слой сливок. На следующий день оставили молоко на сутки в группе на окне. «Что с ним произойдёт?» - спросила я. Настя предположила, что молоко замёрзнет, а Стас и Егор – скиснет. Через сутки молоко скисло, получилась простокваша. Отнесли на кухню и попросили повара вскипятить. После кипячения образовалась зеленоватая сыворотка и белые хлопья. Когда её процедили через марлю и отжали, получили творог.
Я рассказала детям, какую роль играет молочная кислота. Добавляя её, получают кефир, йогурт, ряженку, варенец.
Нам очень хотелось посмотреть, как получают молочные продукты на заводе. К сожалению, эта экскурсия не состоялась, но мы отыскали в интернете ролик и показали детям. А Егор с мамой получили масло из сливок в домашних условиях
Так дети узнали, что мороженое, йогурты, сливки, кефир, ряженка сыры, масло – это всё производные молока. Из качественного молока получают и качественные молочные продукты. К сожалению, в продажу иногда поступает некачественное молоко. Качество молока на заводе определяют в лаборатории. Мы же попытались сделать это в группе. Случается, недобросовестные производители добавляют в молоко крахмал.
Из умных книг узнали, что если капнуть капельку йода в молоко с примесью, то оно синеет, а чистое желтеет. Наш опыт это подтвердил.
Бывает, молоко разбавляют водой, мы и это научились определять. Смешали молоко и спирт в пропорции 1: 2. Взболтали в закрытой посуде, затем быстро вылили на блюдце. В неразбавленном молоке через 5-7 секунд появились белые хлопья, а в разбавленном они появились позже. «Наверное, я вчера вечером пила разбавленное молоко потому что у меня заболел живот, хотя я кроме молока и сока ничего не ела» - сказала Диана. Когда провели опыт: добавили в молоко сок, молоко свернулось, стало ясно, что сок и молоко несовместимы. Вот отчего болел живот.
Теперь, когда дети убедились в пользе молока и молочных продуктов, настало время весёлой рекламной акции. Для родителей её провели: Катя, Тимерлан, Даша, Серёжа, Кристина, Миша.
В свободной деятельности дети чаще стали использовать дидактические игры: «Путешествие молочка», «Да и нет», «Узнай по вкусу», сюжетно-ролевая игра «Магазин» на время вытеснила остальные игры, отдел «Молочная продукция» был открыт с утра до вечера. С радостью наши воспитанники приняли участие в развлечении «Молока в достатке – и мы в порядке!», а вечером с удовольствием делились впечатлениями с родителями, которые отнеслись с большим пониманием и ответственностью к нашему проекту. Они стали нашими единомышленниками и помощниками.
Некоторым детям я давала домашнее задание отыскать ту или иную информацию и наши мамы и папы делали это вместе с детьми. Опыт, который требовал много времени (получение масла из сливок) Егору помогла провести мама Ольга Анатольевна, а мальчик пришёл и рассказал, как они получили масло в домашних условиях.
Помещая в родительский уголок стихи, загадки, пословицы и поговорки, я надеялась, что родители не пройдут мимо. Надежды мои оправдались.
С особым интересом мамы и папы читали рубрику «Знаете ли вы?» А игра «Да и нет» стала любимым занятием для всей семьи.
Проект стал нашим общим делом, и дети изменили своё отношение к молочным продуктам, и хотя не все, но большая часть группы стали есть запеканки, сырники и пудинги. В результате исследовательской деятельности поняли, что из молока можно приготовить сметану, сливки, кефир, простоквашу, творог, йогурт, ряженку, варенец, сыр, масло, мороженое.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :
Создана презентация «Молоко и молочные продукты;
Создана «копилка» пословиц, поговорок, стихов, загадок, считалок о молоке и молочных продуктах;
Оформлен плакат «Полезные продукты к вашему столу»;
В условиях детского сада получены сливки, простокваша, творог;
Проведено развлечение «Молоко в достатке и мы в порядке!»;
Дефиле в костюмах «Молочные продукты»;
Собраны фотографии экспериментов;
Проведена экскурсия в молочный отдел магазина «Провиант»;
Проведена экскурсия в библиотеку;
Проведено родительское собрание по теме «Проектная деятельность старших дошкольников;
Проект был уже закрыт, когда дети принесли ещё несколько рецептов масок для волос на основе молока. Я подумала: «А почему бы и нет?», но это уже будет тема другого проекта.