марина лазарева
Проект «Моя улица имени…»
▼ Скачать
Актуальность темы:
В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – село, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна, как мама. Мы любим Родину. А любить Родину значит жить с нею одной жизнью
Человек с раннего детства узнает названия своей улицы, своего района, города. Естественно возникает желание узнать: что они означают?
Публикация «Проект „Моя улица имени…“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Если быть предельно честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки в наших городах. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов.
Наш город очень большой и красивый, с достопримечательностями и знаменитыми названиями улиц, которых в нашем городе 2164. Но только некоторые носят имена людей. Названия многих улиц напоминают о событиях важных и интересных в истории нашего города. Многие из улиц названы по фамилиям известных писателей, композиторов, художников, актеров, героев, общественных деятелей. Все мы привыкли к улицам, на которых живем, по которым ежедневно ходим и ездим. Но мы не всегда задумываемся над тем, почему так названа та или иная улица и, главное, имеет ли это название отношение к истории нашего города. Мы шагаем по ним день за днём и не задумываемся, как назывались улицы раньше, кем были люди, чьи имена носят наши улицы, какой вклад в развитие нашего города они внесли.
Для того, чтобы лучше узнать историю, а тем более ее запомнить, нет лучше средства, чем узнать самому. Не только прочитать, но и посмотреть на улицу другими глазами, ведь если чаще заглядывать в историю, то история перестанет быть чем-то далеким, а станет родной и близкой.
Улица - это элемент инфраструктуры населённого пункта. Простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов. (словарь Даля)
Обыкновенная городская улица под тем или иным названием. Мы живём на ней и к ней привыкли, и порой не задумываемся: в честь кого же она названа. Много названий в нашем городе из литературной истории: улицы в честь Пушкина, Лермонтова, Одоевского, Толстого, Бунина, Булгакова. Кроме русских классиков есть и современные авторы. Например, именем волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной назвали улицу на Горной Поляне.
А ведь каждое имя-история. Знать о людях, именами которых названы улицы городов, означает знать историю и культуру страны, где ты живёшь, знать её народ. Это относится к любому городу, району, в том числе к нашему городу-герою Волгограду.
Цель проекта : формирование чувства патриотизма у старших дошкольников путем ознакомления с героями родного края, в честь которых названы улицы в городе Волгоград.
Задачи:
-Пополнить знания детей о городе, в котором мы живем;
-Развитие у детей интереса к истории родного города;
-Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей;
-Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;
-Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о своем крае;
Ожидаемые результаты:
-Понимание того, что именно в конкретных делах проявляется любовь к своей малой родине, к людям, живущих рядом. Каждый дом – это уже история.
-Заинтересованность детей в изучении истории своей улицы.
Пояснительная записка.
Решение проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к истории родного края.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, познавательных и исследовательских способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды, широкое использование познавательной деятельности.
План реализации проекта.
Месяц Образовательные области по ФГОС Образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД
Октябрь Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие. Интегрированное занятие по ознакомлению детей с улицами родного города РАБОТА ПЕДАГОГА:
- подбор литературы и игр соответствующих заявленной теме
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Познавательная беседа: «Улицы нашего города» (Приложение 1);
-беседа «Названия улиц» (Приложение 1)
-Рассматривание фотографий города Волгограда
-Дидактическая игра «Мой город»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
-беседа с родителями «О важности знания адреса»
Ноябрь Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. Занятие рисованию «Моя улица» РАБОТА ПЕДАГОГА:
- подготовка атрибутов для изготовления альбома «Моя улица Имени.»;
-подбор консультаций для родителей.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- беседа «Улицы нашего микрорайона» (Приложение 1);
-Рассматривание фотографий улиц и значимых мест района проживания детей;
-Аппликация «Многоквартирный дом»(Приложение 2)
-беседа с детьми «Улица имени Грамши»
(Приложение 1)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
-консультация с родителями «Расскажите детям об улице, на которой живете» (Приложение 3)
-помощь родителей в изготовлении альбома
Декабрь Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. Чтение сказки РАБОТА ПЕДАГОГА:
- пополнение альбома «Моя улица Имени…»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Познавательная беседа: «Улица имени Николая отрады» (Приложение 1);
-изготовление с детьми макетов улиц (Приложение 2)
-беседа: «Улица Набережной Волжской Флотилии» (Приложение 1)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
-консультация с родителями «Роль патриотического воспитания для дошкольников» (Приложение 3)
Январь Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие. Прикладное творчество лепка из соленого теста РАБОТА ПЕДАГОГА:
-подбор литературы для бесед с детьми
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Познавательная беседа: «Улица Менжинского» (Приложение 1);
-беседа по картинке «Улица города»
-беседа «Улица Гороховцев» (Приложение 1)
-просмотр мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
-помощь в изготовлении альбома
Февраль Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие Итоговое занятие РАБОТА ПЕДАГОГА:
- Изготовление альбома «Моя улица Имени.»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Познавательная беседа: «Моя улица так называется потому что.» (Приложение 1);
-Игра «Поле чудес»(вопросы и загадки из категории «Моя Улица»(Приложение 4)
Заключение.
Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, районом. В их названиях отражается история не только города и его жителей, но и история страны. Поэтому мы должны знать, какие события происходили в городе и в стране, чьим именем названы улицы города, как их жизнь отразилась в истории и сохранить это знание для будущих поколений.
В ходе проекта ребята узнали, что традиция давать названия городам, поселкам, областям, улицам появилась давно. Имена героев остаются в памяти человека вечно. Как и люди, каждая улица имеет свою судьбу. Нам кажется, что в названии улиц словно продолжается жизнь человека, именем которого она названа, ощущается величие и значимость прошлых лет.
Подводя итог нашей работы, мы можем сделать следующие выводы: нельзя вернуть погибших на фронте и в тылу, но увековечить память об этих героях можно – в частности в названиях улиц. Знание и понимание истории своей улицы позволили нам осознать, какие процессы происходят в непосредственной близости, а также помогли ребятам почувствовать себя частичкой малой и большой Родины, её жители будут передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любовь к нему.
Список литературы
1. Материкин А. В. Волгоград в названиях улиц. Волгоград,1982.
5. Жирякова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 77.
6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.
7. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.