Кристина Тараненко
Долгосрочный проект «Моя семья» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Долгосрочный проект «Моя семья» в средней группе
Продолжительность: с сентября 2022 по май 2023 (долгосрочный).
Сроки реализации проекта :
Сентябрь 2022 – май 2023г. (долгосрочный)
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Актуальность:
Публикация «Долгосрочный проект „Моя семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
1. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Поэтому воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому и семье является первостепенным.
2. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают что детский сад – это место, где только присматривают за ребенком, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этой причине. А ведь непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка. Очевидна необходимость изучения семьи, выявление образовательных потребностей ее членов, установление контактов с родителями, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка.
Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проблема:
- Недостаток знаний у детей о своей семье.
- Утрата функции семьи и передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
1. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей, Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
2. Формировать представления у детей о семье, семейных традициях, родословной, о профессии родителей, об индивидуальных различиях и особенностях по половому признаку.
3. Развивать навыки социального общения. Формировать представления об осознании себя как члена семьи, понимания внутрисемейных отношений; развивать мыслительную и речевую активность, навыки общения со сверстниками и педагогом, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
4. Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; Поддерживать интерес к литературе по выбранной тематике.
Этапы проекта :
Подготовительный: сентябрь,
Основной: октябрь-апрель,
Заключительный: май.
Итоговое мероприятие: Праздник «Моя семья-мое счастье!»
Подготовительный этап: В ходе данного этапа проводится предварительная работа: создание развивающей среды; подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья». Подбор материала для продуктивной деятельности. Составление перспективного плана мероприятий.
Основной этап. Содержание данного этапа включает в себя: совместные мероприятия с детьми средней группы и родителями воспитанников.
Формы организации проекта :
Работа с детьми:
- Организованная образовательная деятельность;
- Дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, пальчиковые игры;
- Беседы;
- Рассматривание иллюстраций;
- Заучивание стихов и песен;
-Чтение художественной литературы;
- Художественное творчество;
- Ручной труд.
Работа с родителями:
- Донесение до родителей информации по тематике при помощи стенда «Для вас, родители».
- Организация консультаций для родителей;
- Анкетирование родителей;
- Организация выставок детско-родительских художественных работ.
Заключительный этап. Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества. Развлечение «Моя семья-мое счастье!».
Предполагаемый результат со стороны детей:
- Дети уверенно называют свое имя и свою фамилию, имена родителей, называют имена бабушек и дедушек. Называют слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Знает, что нужно помогать взрослым. Имеет представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Пытается проявлять заботу о своих родных, помогая им, выполняя простейшие обязанности, включающие навыки самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, убирает свои игрушки, одежду и пр.
- Дети умеют составлять рассказ с помощью воспитателя по семейной фотографии.
- Дети умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье
- Результаты опроса выше первичного опроса.
Планируемый результат со стороны родителей:
- повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы; педагогическая культура родителей.
Оценка результатов
Достигнутые итоги позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей появились знания в области нравственно-патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, дети уверенно называют имена всех членов своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Побуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам, проводилось с детьми на основе наглядности- оформления портретных галерей, фотогазет, а так же на основе живого общения с родителями.
На мой взгляд, проект «Моя семья» является первым шагом в нравственно- патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувственное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Этапы проекта, месяц Мероприятия
1 этап Подготовительный
Сентябрь 1. Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет;
2. Анкетирование родителей по теме «Мой ребенок, какой он?»
3. Диагностика детей.
4. Постановка цели и задач;
5. Совместная работа с родителями воспитанников по обогащению предметно-развивающей среды;
6. Консультации для родителей: «Ошибки, которые совершать нельзя»;
7. Совместно с родителями создать картотеку пальчиковых игр;
8. Групповое родительское собрание с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта «Моя семья»
9. Помощь родителей в создании альбома «Моя семья».
Работа с детьми
октябрь Беседы на темы: «Что такое семья», «Кто живёт в моей семье».
Рассматривание семейных фотографий каждого ребенка
Пальчиковые игры: «Много мам на белом свете» Физкультминутка: «Маму я свою люблю».
ноябрь Аппликация ко Дню Матери на тему: «Ладошки»
Лепка на тему: «Бусы в подарок мамочке»
Беседа на тему: «Моя мама – самая лучшая»
Сюжетно – ролевые игры в «Нашу семью» с вариантами «Скорая помощь», «Парикмахерская»
Изготовление коллективного панно «Мы с моей мамочкой похожи, как две капельки воды!»
декабрь Рассказывание русских народных сказок:
«Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Пальчиковая игра «Моя семья».
Заучивание (совместно с родителями) фамилии, имени, отчества ребенка
Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо? «Моя семья, «Старше-младше»
Рассматривание фотографий членов семьи, тематические занятия «Я и моя семья»
Презентация на тему «Моя семья»
январь Беседа «Моя мама», познакомить детей с трудом мамы
Чтение художественной литературы «Мамина работа» Е. Пермяк
Игровая деятельность: - Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад»
С/р игра «Мама варит обед»
Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта
февраль Беседы с детьми на тему: «Мой папа был солдатом»
Рисунок для папы к Дню Защитников Отечества «Танк»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: «О мальчиках и девочках», С. Маршак
Разучивание стихов о папе
Сюжетно-ролевые игры: «Летчики»
Подвижные игра «Самолеты», пальчиковая игра: «Капитан»; дидактическая игра «Мальчики и девочки»
Составление рассказов на тему: «Мой папа», «Каким я хочу быть»
март Беседа на тему: «Что любит моя мама»
Описательный рассказ из 2-3 предложений «Моя мама красавица», «Моя мама и бабушка»
Чтение художественной литературы: «Моя бабушка», Ю. А. Барто; «Мойдодыр», «Айболит», К. Чуковский
Разучивание стихов о маме и бабушки
Изготовление открыток для мам и бабушек к празднику «8 марта»
Тематические занятия «Мамочка любимая моя»
Лепка ««Для любимой мамочки испеку я прянички!»
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»; дидактическая игра: «Назови ласково»
Изготовление стенгазеты «Мамочка любимая моя», посвященной празднику «8 марта»
апрель Беседа на тему: «Мои близкие»
Рассматривание фотографий членов семьи, тематические занятия «Как я помогаю своим родным дома»
Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»
Самостоятельная художественная деятельность, рисование на тему «Моя семья»; «Портреты членов семьи», «Я и мама»
Рисование портретов родителей на воздушных шарах
Заучивание (совместно с родителями) фамилии, имени, отчества и профессии родителей
Игровая деятельность: - Сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Разные дома»; Речевые игры: «Я расту…», «Назови ласково»; Загадки на тему: «Семья». Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире»; пальчиковая игра: «Строим дом»;
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
май Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке»
чтение худ. Литературы «Федорино горе», «Мойдодыр»;
еседа с детьми на тему: «Моя семья». «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.»;
рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»;
речевая деятельность: составление рассказа по фотографии на тему «Папа, мама, бабушка, дедушка и я – это все моя семья»;
Игровая деятельность. сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд»; дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»;
Самостоятельные сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе»;
Изготовление фоторамок для семейных фотографий (аппликация).
Изготовление ромашек – символа праздника «День семьи».
Работа с родителями
сентябрь Групповое родительское собрание по теме «Организация воспитательно-образовательного процесса в 2022-2023 учебном году», с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта «Моя семья»
Консультация на тему: «Ошибки, которые совершать нельзя»
Анкетирование родителей по теме «Мой ребенок, какой он?»
октябрь Изготовление семейных альбомов
Консультация на тему: :«Какой характер у ребёнка?»
ноябрь Консультация на тему: «История возникновения праздника День Матери».
Совместное проведение Дня Матери.
Продолжить создание семейного альбома.
декабрь Изготовление листовки «Ладошки нашей семьи»
Родительский урок: «Игры для всем семьи»
январь Помощь в подборке стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке
февраль Помощь в оформлении выставки фотографий с папами «Мой папа самый лучший».
Совместное проведение мероприятия посвященное Дню Защитников Отечества «Мой дом-моя крепость»
март Оформление детско – родительской выставки работ, посвященной празднику 8 марта;
Консультация для родителей «День 8 марта».
Родительский урок с приглашением родителей «Профессии родителей»
Мероприятие посвященное празднику «8 марта»;
апрель Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании образа семьи у дошкольников».
Родительский урок с приглашением Баклашовой А. С. «Как мы росли»
май Родительский урок «Кем я работаю»
Анкетирование родителей
Итоговое мероприятие «Моя семья-мое счастье!»
3 этап Заключительный
Май 1. Диагностика показателей
2. Развлечение «Моя семья-мое счастье!»
3. Презентация опыта работы по реализации долгосрочного проекта «Моя семья» в рамках педагогического сообщества