Наталья Котова
Проект в средней группе «Моя семья»
▼ Скачать
Проект «Моя семья»
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации:
Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Пояснительная записка
Публикация «Проект в средней группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей - научить ребенка жить, но в тоже время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Хотелось конечно же исправить эту ситуацию, тем самым чтобы изменить такое положение и появилось идея создать этот проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта :
долгосрочный
Сроки реализации:
Участники проекта : воспитанники старшей группы,родители воспитанников и воспитатели.
Краткая аннотация проекта. Для развития познавательно-творческих способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
Проблема В ходе проведенных бесед с детьми, мы выяснили, что объё м знаний по данной теме ограничен: дети недостаточно знают о своей семье, как зовут их бабушек и дедушек. Начали мы свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают своих родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Возникли сложности в вопросах о том, «что вы делаете в выходные дни с папой, мамой, во что играете?»
Результат опроса помог определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.
Цель проекта : формировать представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений.
Задачи проекта для дошкольников : • Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении.
• Продолжать знакомить детей с профессиями.
• Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Задачи проекта для родителей : - Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
- Активное включение родителей в образовательный процесс.
Задачи проекта для педагогов : - обогатить предметно - развивающую среду в группе;
- накопить педагогический опыт.
Способы реализации проекта : Разработка и проведение с детьми, родителями цикла занятий, мероприятий.
Критерии реализации проекта : Отслеживание динамики развития детей по задачам на основе наблюдения за детьми, изучение результатов детской деятельности.
Предполагаемые
риски: Плохая посещаемость в связи с заболеванием детей простудными заболеваниями;
Низкая родительская активность.
Предполагаемый результат: Дети будут знать:
- имена дедушек, бабушек;
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
- прошлое своей семьи;
- значение своего имени;
- смогут полностью назвать свое имя и отчество;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи;
- будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
- пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);
- приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью;
-будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
- научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
- знать свою родословную;
- научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги:
- расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
- разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
- пополнят словарный запас детей;
- будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создадут копилку народных и семейных праздников;
- будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи.
Ресурсное обеспечение проекта.
Информационное: методическая литература,; художественная литература; игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр; обыгрывания проблемных ситуаций; сюжетные картинки.
Материально-техническое: ноутбук, принтер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат. Использование аудио и видео записи, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, материалы для продуктивной деятельности.
Кадровое: взаимосвязь с музыкальным руководителем ДОУ.
Предполагаемые риски:
План реализации проекта :
ОО «Речевое развитие» Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома».
Дидактические игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «Кем работает папа (мама)», «Чья одежда назови».
Отгадывание загадок о семье.
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
ОО «Познавательное развитие» Беседы с детьми о членах семьи, о праздниках, традициях, увлечениях семьи.
Рассматривание фотографий семей.
Тематические подборки книг.
Составление сюжетных и описательных рассказов на основе иллюстративного материала, предметных картинок.
ОО познание «Рассказ по картине «Моя семья», «Познай себя».
ОО Социально –коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевые игры: «У нас в семье – младенец»,
«Мама укладывает детей спать»,
«Выходной день в семье».
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду».
Создание альбомов: «Моя семья», «Что означает мое имя?»
ОО «Художественно –эстетическое развитие» Образовательная деятельность: ИЗО «Украшение свитеров для мальчиков и девочек», «Красивые салфетки»; Аппликация- «Красивое платье»,
«Подарок для папы».
Лепка – «Девочка в синей шубке».
Инсценировка и драматизация сказок «Три медведя».
Прослушивание песен и музыки про маму, бабушку.
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Гуси – лебеди», «Крошка Енот».
Конструирование «Домик для игрушек», «Построим домик в деревне».
Раскрашивание раскрасок по теме.
ОО «Физическое развитие» Комплексы утренней гимнастики
Физминутки.
Подвижные игры: «Мамины помощники», «Кто быстрее построит домик из конструктора, «Полоса препятствий». «Мы веселые ребята», «Птица и птенчики», «Бездомный заяц».
Работа с родителями Выставка поделок «Мамины руки не знают скуки», Папа может, папа может…» (кормушки)
Создание альбома «Моя семья», «Тайна имен»
Консультации: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Роль матери в жизни ребенка», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Что значит быть хорошим отцом».
Этапы проекта :
I этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для проектной деятельности с детьми.
• Анкетирование детей по проблеме
• Определение цели и задач
• Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап. Основной.
Цель: внедрение перспективного плана работы по нравственному воспитанию детей средней группы.
План реализации проекта.
Беседы:
«Что такое дружба?»
«Моя любимая мама»
«Увлечения моей семьи»
«Как мы заботимся друг о друге?»
«Как ты помогаешь маме?
«Есть ли у животных семья?»
«Мамин праздник»
«Что такое семья?»
«Моя дружная семья»
«Хочу быть, как мама или папа»
«Мое имя»
«Отдыхаем всей семьей».
Подвижные игры:
«Мамины помощники»,
«Кто быстрее построит домик из конструктора,
«Полоса препятствий»,
«Мы веселые ребята»,
«Птица и птенчики»,
«Бездомный заяц».
Физ-минутки:
«Кто живёт у нас в квартире?»
«Дом»
«Брату впору башмаки»
«Папа»
«Мама дочь свою качает»
Пальчиковые игры:
«Дружная семейка»
«За работу»
«Наши мамы»
«Семья»
«Очки»
Дидактические игры:
«Подбери признак»
«Чей, чья, чье, чьи?»
«Сравнить, кто старше/младше»
«Скажи наоборот».
«Отгадай»
«Я люблю всех» (назови ласково).
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Папа – хороший хозяин»
«У нас в семье – младенец»
«Мама укладывает детей спать»
«Выходной день в семье»
«В семье заболел ребенок»
«Большая уборка дома»
«К нам пришли гости»
«Праздник в семье : мамин день, Новый год, день рождения»
Загадки, пословицы, стихи.
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Гуси – лебеди», «Крошка Енот».
Художественная литература:
1. Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси – лебеди»,
2. С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
3. Е. Пермяк «Мамина работа»
4. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
5. В. Белов «Мамина дочка»
6. Л. Толстой «Старый дед и внучек».
7. М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб»
8. В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Ушинский «Косточка»
9. Л. Толстой «Старый дед и внучек»
10. А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
11. В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
12. Т. Шорыгина «Похищенное имя»
13. З. Александрова «Посидим в тишине»;
Непосредственно образовательная деятельность:
Познание «Рассказ по картине «Моя семья», «Познай себя»,
СКИ «Дорога добра»
Речевое развитие «Моя семья», «Путешествие в Город профессий».
Художественно – эстетическая деятельность:
Рисование:
«Украшение свитеров для мальчиков и девочек»
«Красивые салфетки»
«Мамин портрет»
«Украшаем бабушкин фартук»
«Украшаем свитер дедушке»
Аппликация:
«Красивое платье»
«Украсим чашку»
«Сердечко для мамы»
«Подарок для папы»
«Букет цветов в вазе»
Работа с родителями:
1. Стенгазета «Семейное увлечение»
2. Выставка поделок «Мамины руки не знают скуки», Папа может, папа может…» (кормушки)
3. Создание альбома «Моя семья», «Тайна имен»
4. Консультации: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Роль матери в жизни ребенка», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Что значит быть хорошим отцом».
5. Папки – передвижки: «Роль семьи в нравственном воспитании детей», «Что такое семья?».
6. Развлечение «Мамин праздник»
7. Выставка «Моя родословная», «Рамка для семейных фотографий».
8. Лэпбук «Семья».
III этап. Заключительный.
Цель: презентация продуктов проекта.
• Обработка результатов по реализации проекта
• Фотоотчет о проделанной работе
Итоговый продукт:
• Создание альбома «Моя семья», «Тайна имен»
• Стенгазета: «Семейное увлечение»
• Выставки: «Моя родословная», «Рамка для семейных фотографий».
• Лэпбук «Семья».
Заключение.
Мы считаем, что задачи, поставленные нами в начале проекта, мы выполнили, этому свидетельствует педагогическая диагностика. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.