чумаченко любовь
Проект «Моя семья» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
нравственно-патриотическое воспитание
«Моя семья»
Воспитатель :Чумаченко Л. В.
С. Толмачево
2019г
Проект «Моя семья» средняя группа
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Моя семья“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Содержание нравственного-патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель проекта :
Продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;
создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Предполагаемый результат:
- знание детьми информации о своей семье, о её членах;
- понимание детьми значимости семьи в их жизни;
- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;
- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
- преобразование развивающей среды;
- оптимизация сотрудничества с родителями.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта : краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Формы организации проекта :
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Генеалогическое древо»
4. Фотовыставка «Моя семья».
5. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
6. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта
1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.
3. Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.
4. Сделать подборку в лепбук «Семья».
5. Анкетирование родителей «Семейные традиции, праздники, увлечения».
6. Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя»,
II этап – основной (практический)
1. Создание лепбука «Семья»
2. Фотовыставка «Моя семья»
3. Чтение художественной литературы по теме «Семья» :
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
Толстой «Бабушка и внучка»,
К. Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная»,
р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка».
4. Беседы: «На кого хочу быть похожим», «Любимый отдых моей семьи», «Семейные праздники», «Мои обязанности по дому», «О мужестве и храбрости», «За что я люблю маму».
5. Ситуативный разговор: «Выходной день в моей семье», «Наше путешествие», «Наши любимые питомцы», «Как я помогаю дома»
6. Тематическое занятие: «Моя семья».
7. Сотворчество родителей и детей: «Мама, папа, я – счастливая семья» или «Незабываемый выходной».
III этап-заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта
2. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
3. Презентация проекта «Моя семья»
4. Особенность нашего проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»
Итоговый продукт – Вечер-досуг «Я и моя семья»
Приложение 1
Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»
Цель:
• Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.
• Заинтересовать родителей проблемой, приобщить родителей к развитию нравственности в условиях семьи.
Задачи:
Развивать стремление к педагогическому росту родителей;
Познакомить родителей задачами нравственного воспитания детей;
Вооружить родителей знаниями по вопросам нравственного воспитания, убедить в их целесообразности;
Оптимизировать детско- родительское взаимодействие;
Методы активизации родителей:
- обсуждение темы;
- слушание материала;
- анализ проводимых мероприятий в ДОУ;
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы все с вами собрались, чтобы обсудить важную тему- нравственное воспитание.
Для начала мне бы хотелось с вами поздороваться, для этого встаньте в круг.
Игра на сплочение «Здравствуйте!»
Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия:
В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим).
В Италии – горячо обниматься.
В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
В Зимбабве – трутся спинами.
В Македонии – здороваются локтями.
В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.
«Давайте познакомимся»
Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье. И так далее по кругу.
Большое спасибо присаживайтесь.
Рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете?
(Ответы родителей, высказывание собственных мнений) .
- Да, действительно это любовь, красота, милосердие согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности.
(Родители называют составляющие понятия нравственности, воспитатель расправляет лепестки бумажного цветка).
Чтобы окончательно разобраться с понятием, мы предлагаем вспомнить следующие блоки нравственного воспитания:
Воспитание гуманности как качества личности ;
Воспитание трудолюбия и желания трудится;
Воспитание коллективизма;
воспитание гражданственности и начал патриотизма.
И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений.
Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери лучше солнышка греет».
Сегодня мне бы хотелось заострить ваше внимание именно на гражданственном воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется среднему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности. Во время общения с детьми, мы выявили, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства тревожности, и даже враждебности по отношению к своим родителям, проявляющиеся в высказываниях, поступках. Излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем, эмоциональная «закрытость» родителей, не желание вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полном безразличие к своим родителям и близким людям.
В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании духовно - нравственно ребенка - ребенка не только любящего своих родителей, и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.
От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. Поэтому каждая мать должна помнить, что она главный педагог, главный воспитатель. От нее зависит будущее общества. Надо помнить, что ребенка в семье надо специально воспитывать, имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью.
Для этого мы организовали работу по приобщению детей к жизни своих мам, и приобщение мам к развитию нравственности своих детей. Для этого разработали ряд мероприятий:
• Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему: «Почему мама грустит?»;
• Проведение праздников день матери (просмотр фото) ;
• Игры-упражнения: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?».
Для Вас уважаемые мамочки мы приготовили список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей (раздача памяток);
А также папку с пословицами и дидактическими играми, которые можно организовать дома;
Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.
Люблю свою мамy,
Скажy я вам прямо,
Hy просто за то,
Что она моя мама!
На этой прекрасной ноте мне хотелось бы закончить нашу беседу.
Желаем Вам успехов!
Приложение 2
Вечер-досуг для детей средней группы детского сада.
Тема: «Я и моя семья»
Цели: - расширить представления о семье, ориентироваться
в родственных отношениях, прививать любовь к близким людям;
- закрепить умения детей эмоционально рассказывать стихи о родных людях, активно участвовать в совместных с родителями играх, конкурсах;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Ход вечера – досуга:
Воспитатель:
Приветствует садик веселых гостей,
От теплых улыбок в нашем зале светлей.
Оставили папы сегодня работу.
И мамы забыли большие заботы,
Одевшись быстрее и, взяв малышей,
Пришли на наш праздник сегодня скорей.
И с гордостью каждый сможет сказать,
Что ближе семьи никого не сыскать!
Все мы в семье своей любим друг друга. Наши ребята об этом знают!
Ребенок:
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю!
Всех кого я так люблю -
Имеют право на семью.
Воспитатель:
Услышав такие стихи и признанья,
Не мог усидеть этот гость на диване!
Он к нам прибежал и ждет у дверей,
Давайте впустим его поскорей! (открывает дверь)
Домовенок Кузя: (вбегает)
- Нафаня! Где ты? Иди сюда! Здесь все такие хорошие!
Нафаня:
- А вот и я!
Везде где дружба и семья
Там ты и я, там ты и я!
Кузя:
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук!
Нафаня:
Это не настоящие друзья, Кузенька! Настоящие друзья так не поступают! Правда ребята?
Воспитатель:
Давайте расскажем Кузе какие мы друзья!
Инсценировка стихотворения (дети вместе с воспитателем) :
Воспитатель:
В детском садике детишки — Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Дети (по строчке) : Раз! — несется с горки Проша.
Два! — за ним летит Егор.
Три! — на качеле Катя.
А четыре! — в доме Дима.
Пять! — стоит с ведерком Даша.
Шесть! — с мячом играет Сава.
Семь! — с коня слезает Миша.
Восемь! — с куклою Назлы.
Девять! — рядом скачет Макс.
Десять! — по дорожке Тимофей
Едет на велосипеде.
Воспитатель: А теперь наоборот:
Дети: Десять! — на велосипеде
По дорожке едет Тимофей!
Девять! — бойко скачет Макс.
Восемь! — c куклою Назлы.
Семь! — с коня слезает Миша.
Шесть! — бросает мячик Сава.
Пять! — ведерком машет Даша.
А четыре! — в доме Дима.
Три! — на качеле Катя.
Два! — с горы летит Егор.
Раз! — внизу хохочет Проша.
Вместе: Нет дружней ребят на свете!
Кузя:
Да! Весело у вас! Я рад, что не ошибся и пришел к вам в гости! Вы, я слышал, говорили, что своих мам, пап, бабушек и дедушек, сестренок и братишек любите? (Да)
Во всем им помогаете и их не обижаете! (Да)
Воспитатель:
Конечно, Кузенька! Хочешь проверить?
Кузя:
А вот и проверю! Нафаня, где моя «шкатулка добрых дел»?
Нафаня:
Это ты верно придумал! Вот вам ребята корзинка. Она не простая! Подарками к концу нашей встречи наполнится! Но только если вы будете ее передавать друг другу, и каждый в это время доброе дело скажет!
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся! (дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)
Игра «Корзина добрых дел»
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка)
Кузя и Нафаня: (заглядывая в корзинку)
Вот это да! От такого количества добрых дел, наверное, целая корзинка подарков получится! Давайте поставим ее вот сюда – в уголок, накроем и подождем немного! Пока «поспеет»!
Воспитатель:
А наши дети еще интересную игру знают! Хотите посмотреть?
Игра «Скажи ласково» (Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.) (Дочь – доченька, дочурка. Сын — сынок, сыночек. Папа — папочка, папенька. Дед – дедушка, дедуля. Мама — мамочка, мамуля. Сестра-сестрёнка. Ит. д.) В игру можно пригласить родителей.
Воспитатель:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Кузя:
Смотрите! А в корзинке то, что-то появилось!
(достает большой пирог.)
Давайте вместе чай пить! С пирогами!