Юлия Самофалова
Проект «Моя Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.
Срок реализации: сентябрь - май.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители и сотрудники дошкольного образовательного учреждения.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
Публикация «Проект „Моя Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием России;
3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Актуальность:
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, Российской империи и Советской России, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, дает представление о живописи, поэзии, музыке.
Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Формы и методы работы:
1. Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, совместная с родителями деятельность);
2. Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
3. Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);
4. Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
5. Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
6. Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
7. Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).
Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- участия родителей в выставках семейного творчества;
- предоставления родителями фотографий участников ВОВ, альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
- участия родителей в прогулках и экскурсиях;
- совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;
- участия в создании «Книги доблести» - дети вместе с родителями выражают в рисунках содержание русских былин о богатырях;
- изготовления пособий, поделок, дидактических игр (изготовление дымковских игрушек; пошив народных костюмов для кукол).
Ожидаемый результат проектной деятельности:
- формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;
- развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, Российской империи и Советской России, её героях, традициях, культуре;
- развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом:
I. Запуск проекта: анкетирование, беседы.
II. Планирование проекта:
1. Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят родители, дети старшей группы и воспитатели.
2. Планирование мероприятий.
III. Выполнение проекта:
В ходе работы выполняются все пункты проекта, и анализируются результаты с последующими выводами.
IV. Подведение итогов:
Оценка результатов работы всех участников проекта.
Перспективный план проекта
Сентябрь
«Кто такие славяне?»
Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.
1. Вводное занятие «Откуда пошла земля русская?» (на основе презентации).
2. Тест «Восточные славяне – наши предки» (на закрепление знаний, полученных во время занятия).
3. Чтение отрывков из рассказов для детей А. О. Ишимовой из истории России.
4. Дидактические игры: «Древние славяне», «Славянская семья», «Чем отличается современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке», «Одень купцов в русский и иноземный костюм», «Что изготавливают мастера оружейники», «У кого из купцов больше товара».
5. Лепка «Славяне – ремесленники».
6. Конструирование + лепка: создание мини-города древних славян.
7. Составление стенгазеты «Древние славяне – наши предки».
Октябрь
«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»
Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
1. Занятие «Богатыри земли русской».
2. Рассматривание картины «Богатырская застава» В. Васнецова. Составление рассказа по картине.
3. Чтение былинных и сказочных произведений.
4. Рисование на тему «Первые защитники земли русской». Оформление альбома (работа с родителями).
5. Дидактические игры: «Воины Руси» и «Сторожевые башни» (с использованием пчелы Вее-Воt). Цель: закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.
Ноябрь
«Великие князья Руси»
Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.
1. Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».
2. Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».
3. Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «На поле Куликовом».
4. Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».
5. Дидактические игры: «Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие».
6. Строительные игры с мелким материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».
7. Работа в мультстудии по созданию мультфильма ко дню народного единства.
8. Участие в онлайн-викторине «Моя Родина – Россия».
Декабрь
«Петр Великий». «Полководцы и герои» Честь 1
Цель: Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.
На примерах подвигов полководцев А. В. Суворова и М. И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
1. Рассказ воспитателя «Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».
2. Беседа «Великие дела великого царя».
3. Работа в мультстудии по созданию мультфильма «История Нового года».
4. Создание стенгазеты «История российского флота».
5. Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам» (с использованием лого-робота пчёлки Bee-Bot).
6. Создание стенгазеты «День героев Отечества».
7. Работа в мультстудии по созданию мультфильма ко дню героев Отечества.
Январь
«Полководцы и герои» Часть 2
Цель: На примерах подвигов полководцев А. В. Суворова, М. И. Кутузова и др. воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
1. Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».
2. Беседа «Бородинское сражение».
3. Стенгазета «Отечественная война 1812».
4. Беседа «Блокада Ленинграда».
5. Рисунки на тему «Освобождение Ленинграда».
Февраль
«Полководцы и герои» Часть 3
Цель: Продолжать на примерах подвигов великих полководцев воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.
1. Беседа «Ростов-на-Дону – город воинской славы!».
2. Создание совместно с детьми стенгазеты «14 февраля 1943 г. – освобождение г. Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков».
3. Беседа «Кто такой защитник Отечества?».
4. Беседа «Армия нашей страны».
5. Работа в мультстудии по созданию мультфильма ко Дню защитников Отечества.
Март
«Быт и уклад жизни наших предков»
Цель: Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.
1. Занятия по темам: «Деревня – деревянный мир», «Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».
2. Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».
3. Викторина «Быт наших предков».
4. Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.
5. Создание макета «Русская изба».
6. Занятие по ручному труду «Кукла – закрутка».
7. Работа в мультстудии по созданию мультфильма по русской народной сказке (по выбору детей).
Апрель
«Таинственный космос»
Цель: Расширить представления детей о Вселенной; создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником «День космонавтики».
1. Беседа «Наша удивительная Солнечная система».
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
3. Беседа «Юрий Гагарин – 1-ый человек в Космосе».
4. Работа с родителями. Выставка рисунков «Первый полёт в космос».
5. Работа в мультстудии по созданию мультфильма ко Дню Космонавтики (совместно с библиотекой им. Королёва).
Май
«Герои Великой отечественной войны»
Цель: Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам. Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!».
1. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин», С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат».
2. Заучивание стихов и песен военных лет.
3. Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам (работа с родителями, предоставление фотоматериала).
4. Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».
5. Беседа о героях, прославивших родной край.
6. Работа с родителями: создание альбомов для рассматривания «Они защищали Родину», «Боевые награды». Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.).
7. Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».
8. Проведение досуга «Музыкальная летопись войны».
9. Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы.
10. Работа в мультстудии по созданию мультфильма ко Дню Победы.
Результат проектной деятельности:
- сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;
- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;
- воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;
- сформирован интерес к познанию истории России.