Инна Зимина
Проект «Моя родная Кубань»
Вид проекта :
опытно-исследовательский, групповой
Продолжительность проекта :
долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020)
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы с ТНР, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблема:
у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы умения узнавать животных и их детёнышей, растения и лекарственные травы, недостаточный интерес к изучению животного и растительного мира.
Цель:
Публикация «Проект „Моя родная Кубань“» размещена в разделах
Обучение лексико-грамматическим основам русского языка, подготовка детей к школе посредством совместного творческого взаимодействия с родителями. Формирование знаний детей о родном крае, его особенностях, истории, о животном и растительном мире, о богатствах кубанской земли.
Обобщение знаний детей о Кубани.
Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей.
Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.
Оптимизация коррекционной работы с каждым ребенком.
Развитие у детей творческих способностей.
Развитие ВПФ (воображение, внимание, мышление, память, речь).
Задачи:
= создать книгу – энциклопедию о родном крае, которую интересно изучать;
= формировать и совершенствовать связную речь и её лексико-грамматические единицы;
= активизировать и обогащать словарный запас детей;
= установить тесную взаимосвязь с родителями для подготовки к обучению детей в школе.
Актуальность:
Данная тема на сегодняшний день являться актуальной, так как каждый из нас должен знать, какие животные, птицы и растения обитают в Краснодарском крае, и какие являются довольно редкими, чтобы их беречь и суметь предотвратить от гибели. Когда изучают природу, человек старается познать ее законы и гармонию. Но зачастую, сам человек отрицательно влияет на природу, когда загрязняет окружающую среду, разоряет птичьи гнезда, оставляет в лесу не затушенные костры, горы мусора. Много диких животных гибнет на загородных дорогах! Дошкольники имеют недостаточные знания о растения и их пользе, о животных и птицах, об их детенышах, особенностях внешнего вида, об условиях обитания, повадках.
Дошкольный курс развития речи призван обеспечить качественную подготовку детей к успешному обучению в школе. Нам всем хорошо известно, что развитие ребёнка в большей степени зависит от участия родителей, поэтому мы решили привлечь родителей к совместной деятельности, и в связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Моя родная Кубань». К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги, работающие с детьми.
Объект исследования: Красная книга Кубани.
Предмет исследования: Животный и растительный мир Кубани.
Методы исследования: поисковый, исследовательский. Гипотеза: На Кубани обитает огромное количество разнообразных животных и птиц, а также растений, в том числе и редких, занесённых в Красную книгу.
План Проекта :
1 этап: организационный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Знакомство с замыслом, проблемой проекта, сюжетной ситуацией, целями и задачами, мотивация участников.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
2 этап: практический
1. Познавательная деятельность
Проведение фронтальных занятий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Беседы с дошкольниками о Кубани, её истории, богатствах, животном и растительном мире.
2. Художественное чтение
Заучивание стихов, загадок о животных, растениях, птицах Кубани, чтение произведений кубанских авторов о родном крае.
3. Продуктивная деятельность
Лепка, аппликация, рисование птиц, животных и растений, использование готовых раскрасок.
«Занимательные задания» : «Обведи по точкам», «Собери картинку из частей», «Соедини линии по цифрам».
Каждый воспитанник выбирает животное, птицу или растение кубанской земли и совместно с родителями создает одну из страниц книги – энциклопедии «Моя родная Кубань».
4. Работа с родителями
Индивидуальные консультации по теме проекта.
3 этап: итоговый
Выставка детских работ «Птицы Кубани», «Животные Краснодарского края», «Растения Кубани, занесённые в Красную книгу». Создание книги – энциклопедии «Моя родная Кубань».
Ожидаемые результаты:
Привлечение родителей к совместной поисковой, исследовательской, творческой деятельности. Улучшение детско-родительских отношений.
Повышение интереса к изучению своей малой Родины.
Моя родная Кубань.
В требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что сегодняшний образовательный процесс - это процесс развития личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных жизненных обстоятельствах, как в личных интересах, так и в интересах общества. Стержень реализации образовательных стандартов - системно-деятельностный подход. Использование проектной технологии позволяет решать задачи данного подхода наиболее эффективно. С помощью проектов можно организовать деятельность дошкольников не только с опорой на личный опыт, но и привлечь информационные ресурсы, развить способность видеть и понимать окружающий мир, правильно ориентироваться в нём, принимая верные решения. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, поэтому вопрос комплексного подхода в коррекции речевой патологии, укреплении и сохранности детского здоровья, является особенно актуальным.
Успех коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда определяется продуманной системой, в основе которой тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника. Оно подразумевает не только распределение задач между участниками педагогического процесса для достижения единой цели. Взаимодействие подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым.
Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. Учителю-логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В начале года на собрании родители знакомятся с программой обучения, особенностями работы педагогов в группе компенсирующей направленности, подробно обсуждается с родителями предстоящая совместная работа.
Содержание деятельности проекта.
Форма проведения мероприятия и тема
Ответственный
Проведение родительского собрания «Учите детей играя».
Выполнение домашней работы по заданию логопеда.
Изготовление страниц книги – энциклопедии «Моя родная Кубань»
Оформление стенда для родителей на тему: «Животный и растительный мир Кубани»
Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии ребёнка».
Оформление папок – передвижек: «Играем в кругу семьи», «Дидактические игры о животных и растениях»
Индивидуальные беседы с родителями о формировании грамматических единиц языка и обогащение словарного запаса у детей с ТНР.
Конкурс поделок «Животные и птицы Кубани» Учитель-логопед
Родители, дети
Родители, дети
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед, дети, родители, педагоги.
Что же даёт работа над проектом?
Огромное количество положительных эмоций, общение, более тесный контакт родителей с ребёнком, интерес к знаниям, умение дружно выполнять работу, совместный труд, интерес к поиску материала, совместное чтение книг и общение, работа над проектом учит усидчивости, внимательности, старательности, даёт более глубокие знания об изучаемых объектах. Такая совместная работа создаёт благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашей исследовательской работы достигнута.
Нам удалось получить необходимые сведения о животных, птицах, растениях Краснодарского края, о богатствах кубанской земли. Попутно мы решали задачи по развитию речи, расширению кругозора, развитию мелкой моторики, развитию математических способностей.
Данная работа показалась нам интересной и увлекательной и убедила в том, что изучение данного материала – это интереснейший источник для исследований.
Литература:
1. Терская И. А., «География Краснодарского края», К., 2013
2. Лотышев И. П. «География Краснодарского края», К., 2015
3. Кокошин А. А., Кременюк В. А., Сергеев В. М. «Растительный и животный мир Кубани», К., 2011
4. Комаровский К. С. «Энциклопедия Кубани», К. 2014
5. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», К. 2008