Елена Прокопенко
Проект «Моя маленькая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : социально – познавательный.
Продолжительность проекта : 1 неделя (краткосрочный) .
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Возраст детей: средняя группа.
Актуальна:
Поскольку, дети зачастую не знают даже имен родителей. В данном возрасте, дети впитывают информацию как губки, поэтому, считаю средний дошкольный возраст наиболее благоприятным для знакомства с понятием «Семья», с простыми терминами семейно-родственных связей и с различными традициями семей воспитанников.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Образовательных областей:
познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество музыка.
Цель проекта : укрепить детско-родительские отношения; способствовать развитию связной речи детей
Задачи проекта :
Образовательная:
1. формировать у детей представления о семье;
2. формировать представления о родственных отношениях;
3. закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
Развивающая:
1. развивать у детей память, внимание;
2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Воспитательная:
1. воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
2. воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
Проблема проекта :
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
Актуальность проблемы:
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности.
В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.
Предполагаемый результат:
1. владеть понятием «семья»;
2. знать информацию о своей семье, профессии родителей;
3. иметь представления о родственных отношениях
4. знать свои права и обязанности;
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знание детьми информации о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи
5. Реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности.
Планируемые продукты проекта :
• Выставки художественного творчества:
Лепка «Цветы любимой мамочке»
Аппликация «Платочек для бабушки»
Рисование «Я и моя семья»
Распределение работы по этапам проекта :
1. Организационный
Создание условий для реализации проекта.
Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.
Введение родителей в проект.
2. Исследовательский
Знакомство с материалами проекта.
Поиск решения проблемы.
Организация работы через виды деятельности
Объё м и содержание работы:
Чтение произведений «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка»
Пословицы и поговорки
Творческое, речевое развитие, беседа
"Моё имя, имена моих родных», «Права и обязанности в семье»
«Как я помогаю дома»
«Мой домашний любимец»
«Как проходят мои выходные»
Сюжетно-ролевые игры: Семья» «Дочки-матери», «Магазин»
Дидактические игры: «Ласковые слова», «Мамины помощники»
Художественное творчество
Лепка «Цветы любимой мамочке»
Аппликация «Платочек для бабушки»
Рисование «Я и моя семья»
Информационный материал для родителей
Консультации для родителей «Как провести с ребёнком выходной день».
Вовлечение родителей в совместную познавательную, творческую деятельность (совместный отдых родителей с детьми).
После проведенной работы дети узнали, что семья — это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры.
Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
ПРОЕКТ
формирования представлений о труде
у детей 4 – 5 лет
по теме:
Подготовили и провели:
Воспитатели средней «Б» Группы «Вишенка»
Гречко Елена Владимировна и
Красильникова Ия Николаевна
Пгт. Палана
июнь 2018 год
Информационная карта проекта
Актуальность:
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».
Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Полное название проекта : «Маленькие помощники».
Авторы проекта : Гречко Елена Владимировна и Красильникова Ия Николаевна – воспитатели средней «Б» группы.
Продолжительность проекта :
краткосрочный ( 3 недели: с 11.06.2018 г. по 29.06. 2018 г.).
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности :познавательный.
Тип проекта по содержанию : информационно практико-ориентированный,познавательно - игровой.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Цель проекта : Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.
Задачи проекта :
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Для педагога:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Приобщить детей к процессу познания.
- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.
Для родителей:
- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в
семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
- сбор фотографий «Маленькие помощники».
Продукты проекта :
Для детей:
Материализованные – рисунки, постройки, чистота в группе,
пересадка растений, чистое бельё кукол….
Нематериализованные – знания о труде взрослых и детей.
Для педагога:
Получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового воспитания.
Для родителей:
Получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
- Знания о труде в целом и взрослых и детей.
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.
- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т. п.
Для родителей:
- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативные развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательно развитие.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.
Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
• работа с детьми:
• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение
кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих).
• Наблюдения (за трудом взрослых).
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино
горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
• Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы
и детских игрушек.
• Стирка кукольного белья.
• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
• Просмотр презентации «В мире профессий».
• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание
и расстановку детской литературы на книжной полке.
• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).
• Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).
• работа с родителями)
• Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
• Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ.
Конспект проекта в методический кабинет.
• Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
• Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
Появилось уважение к труду взрослых.
Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
План реализации проекта :
• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (см. Приложение 1)
• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих).
(см. Приложение 2)
• Наблюдения (за трудом взрослых).
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
(см. Приложение 3)
• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
• Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.
• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
• Стирка кукольного белья.
• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
• Просмотр презентации «В мире профессий».
• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник»
(из бросового материала и бумаги).
• Ручной труд «Тарелочка для наших поваров»(папье-маше).
В заключении хочется отметить, что данная деятельность нами была проведена впервые и считаем, что цели и задачи были нами успешно решены, дети приняли активное участие в реализации проекта.
Результат достигнут!
Паспорт информационного проекта по теме :«Маленькие помощники»
для детей средней группы ДОУ
Тип проекта
• По доминирующей в проекте деятельности :информационный.
• По содержанию: информационно практико-ориентированный,
• познавательно - игровой.
• По числу участников проекта : групповой (15-20 человек).
• По времени проведения: краткосрочный (3 недели).
• По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
• По профилю знаний: многопредметный.
• По характеру участия ребенка в проекте :участник от зарождения
идеи до получения результата.
Состав проектной группы :
Руководители проекта – воспитатели Гречко Е. В. и Красильникова И. Н.
Дети и родители средней группы.
Цель проекта :
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
2. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДОУ взрослых.
3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: пересадка, полив, уход.
6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
7. Расширять и закреплять знания детей о содержании в порядке и чистоте группы, игрушек,
книг и т. п.
8. Расширять и закреплять знания детей о помощи взрослым группы и родителям в семье.
Актуальность проблемы:
Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в коллективный труд со сверстниками группы.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный – организационный.
Основной – практический.
Заключительный – подведение итогов.
Значение проекта для всех его участников:
• Дети: получают и закрепляют на практике правила трудовой деятельности, помощи взрослым и безопасности.
• Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
• Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
• Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
• Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
• Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
Художественная литература.
Материал для продуктивной деятельности
Предполагаемый результат проекта
Дети охотно выполняют трудовые поручения.
Реализация проекта по этапам :
• Подготовительный этап
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Подбор материалов по теме проекта.
• Составление плана основного этапа проекта.
• Основной этап
• Распределение образовательной деятельности по дням и по времени.
• Заключительный этап
• Конспект проекта в методический кабинет.
• Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
• Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
• Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
• Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
• Появилось уважение к труду взрослых.
• Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
• Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
• Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
Список используемой литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В. Алешина. -М. : "Педагогическое Общество России", 2000.
3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Просвещение,1974.
4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.
7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М. : Педагогика, 1987.
8. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/Т. В. Потапова. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - Воронеж, 1996.
10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.
11. Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» / Л. В. Куцакова- Мозаика-Синтез Москва. 2014.
12. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми - 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
13. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
14. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание
в детском саду», Методические рекомендации
к программе воспитания и обучения в детском
саду /под ред. Васильевой М. А., Гербовой
В. В., Комаровой Т. С., М., Мозаика-синтез, 2007
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа с детьми по теме:
«Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»
Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.
Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)
В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.
– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?
– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин "Когда не бывает скучно").
.
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
– Как Света нашла себе интересное занятие?
– Кому Света помогала? Что она делала?
– Что увидели ребята, когда вошли в группу?
– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: "Ну как, тебе не скучно было?"
– Кто из вас любит работать?
– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)
– Расскажите о том, что вы умеете делать.
– Объясните пословицу "Не сиди сложа руки – так не будет и скуки".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
• продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
• показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
• формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);
• рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
• воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход мероприятия:
I. Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё : простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
II. Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя) : наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
III. Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
IV. Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
V. Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами.
Игра «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет
какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч,
тот отвечает, можно или нельзя:
- детям включать утюг;
- играть рычагом управления стиральной машины;
- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;
- детям стирать бельё в стиральной машине?
….