Ирина Николаева
Проект для подготовительной к школе группы «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Содержание. стр
Введение. 3
1. Актуальность проекта. 4
2. Цели и задачи проекта. 5
2.1 Цель проекта. 5
2.2 Задачи проекта. 5
2.3 Целевая группа проекта. 6
3. Проектное решение. 6
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта. 7
5. Программа проектных мероприятий. 7
6. Ожидаемые результаты реализации проекта. 7
7. Риски реализации проекта. 12
8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта. 13
Заключение. 14
Публикация «Проект для подготовительной к школе группы „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Список использованных документов и источников информации. 16
Приложение 1. 17
Приложение 2. 18
Приложение 3. 20
Приложение 4. 29
Введение
Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В. А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование ---чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию я взяла метод проекта.
Проект—это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Проект «Моя малая Родина Усть-Уда» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
1. Актуальность проекта
В федеральном образовательном стандарте (принятый Советом Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 года (далее ФГОС ДО, дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.
Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, его исторического прошлого.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – селом Верхний Услон в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника;
приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
2.2 Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь к родному селу, дому, семье.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, села.
4. Воспитание уважения к истории села и наследию прошлого, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Познакомить с культурой и традициями поселка.
2.3 Целевая группа проекта: дети подготовительной к школе группы,
воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители.
3. Проектное решение
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи.
Слово «патриотизм» образовано от греческого «патрис»- «родина». Преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. В основе понятия – «малая Родина», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна – моя планета).
Новизной и отличительной особенностью определяют новые методы, формы, средства, технологии, а также знания истоков по ознакомлению детей с родным селом, районом.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он закладывает нравственные основы, учит детей правилам общения и умению жить среди людей - это и есть воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта: 1 ноября 2018 года – 30 ноября 2018 года
4.2 Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (с 1 ноября по 12 ноября 2018 года)
- Изучение и анализ методической литературы.
- Подбор стихов, литературного материала, альбомов, фотографий, иллюстраций об истории села Верхний Услон.
- Обсуждение проекта с родителями детей, об их помощи в реализации проекта: рассказы о любимых местах в селе, создание альбома «Моё село Верхний Услон», рисование села, газета «Моё любимое село Верхний Услон».
- Подбор художественной литературы о детях и семьях для чтения детям.
- Подборка статей педагогической направленности для родителей познавательной информации об истории села Верхний Услон, символах Российского государства.
2. Основной (с 12 ноября по 23 ноября 2018 года)
- Проведение первичного и итогового мониторинга уровня развития детей по теме проекта.
- Проведение основных мероприятий по реализации проекта.
3. Заключительный (с 23 ноября по 30 ноября 2018 года)
- Анализ, оценка и обобщение результатов проекта.
- Обработка и оформление документации и материалов проекта.
- Оценка проектной деятельности на педагогическом совете ДОУ
- Презентация проекта на групповом родительском собрании. Оценка проектной деятельности родителями (приглашение на общий праздник «Росиночка-Россия)
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Сформировать понятия «Малая Родина»
2. Повышение объёма знаний о родном селе.
3. Развитие коммуникативных навыков, стабильного эмоционального состояния в семье, отзывчивости, доброжелательности.
4. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.
5. Повышение интереса родителей к проблемам воспитания детей.
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления
Заключение
В ходе проведенного исследования нам удалось достигнуть поставленной цели. В большей мере изучена история малой родины. Анализ собранного краеведческого материала показал, что основным занятием Верхнеуслонцев были земледелие и животноводство. Оказалось, что богата моя малая родина трудолюбивыми людьми. Среди них есть участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, ударники труда, заслуженные работники сельского хозяйства.
У нас получилась интересный фотоальбом «Моя малая родина – Верхний Услон» и мы поняли, что когда узнаёшь об истории своей малой родины, лучше представляешь себе историю России. В ходе поисковой работы накопился материал о достойных людях нашего села, которые внесли немалый вклад в историю его развития. Хотелось бы продолжить исследование по изучению малой родины и оформить фотоальбом «Почётные Верхнеуслонцы». Тем самым будем пополнять летопись своего уголка. А в этом учебном году мы планируем выступить перед детьми старшей группы со своим проектом, рассказать им о нашей Малой родине и показать наш фотоальбом. Ведь совершенно очевидно: если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого села.
Реализация данного проекта воспитала любовь к малой Родине. В процессе работы развиты познавательных интересы детей, их творчество, способности. Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных.
Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться:
1. повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе
«Моё село», «Мой дом»;
2. потребность детей само выражаться в творческой деятельности;
3. творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего мероприятия;
4. пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем селе «Моя малая Родина – село Верхний Услон».
5. значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности.
6. Значимость проекта для внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
1. Земля Услонская Фотоальбом о Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан. Авт. - сос. Р. С Троицкая. - Казань: Флориант,2011.-184с.
2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990
4. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. : АРКТИ, 2005
7. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
8. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
9. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200, 9 стр. 9-11
Дополнительная литература:
1. Бордюг Н. Д., Некрасова М. А., Поровская Г. А., Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М. : Владос, 2000 г.
2. Евдокимова Е. С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народных культур. Методическое пособие для педагогов дошкольного образовательного учреждения/Волгоград: Перемена, 1999 г.
3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей/ под ред. 2007 г.
4. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф., Воспитание ребёнка в русских традициях - М. : Айрис-Пресс, 2003 г.
5. Хабибуллина Р. А. «Нам нужны праздники». – Казань, 1998
Интернет-ресурсы:
1. «Родная тропинка». – Режим доступа: http://rodnaya-tropinka/ru
2. «Сказки для детей». – Режим доступа: http://audioskazki.net