Тамара Сергеева
Проект «Мои эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мои эмоции»
Эмоция всегда с нами, и переживание эмоции
в значительной степени определяет
наше восприятие и интерпретацию
окружающего мира.
К. Э. Изард
Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиеся мощным регулятором поведения и деятельности ребенка.
Публикация «Проект „Мои эмоции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
В современном технологически развитом обществе, с его постоянно возрастающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению. Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты
и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим особую значимость приобретает проблема эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.
В последнее время все чаще наблюдаются эмоциональные нарушения в поведении детей, проявляющиеся в виде разных симптомов расстройств и не составляющие клинических форм заболеваний, а относящиеся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или подавленное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страх, фобия и др.).
Кроме того, в последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к ранней интеллектуализации и раннему развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы, обучению эффективным способам регуляции собственного поведения уделяется незаслуженно мало внимания.
Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – овладение ребенком и самостоятельное применение в поведении и деятельности способов эмоциональной саморегуляции.
Актуальность.
Актуальность обусловлена социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, способного к эмоциональной регуляции, столь необходимой на фоне роста эмоциональных нарушений в поведении детей (тревожность, агрессии, страхи, фобии и т. д.).
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Мои эмоции».
Цель: формирование эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет посредством разных видов деятельности.
Задачи:
1. Расширить у детей знания и представления об эмоциях и причинах их возникновения.
2. Расширить представления детей о разных средствах и способах регулирования собственного эмоционального состояния.
3. Развить у детей желание регулировать свое поведение в разных эмоциональных состояниях.
4. Развить у детей умение самостоятельно регулировать собственное эмоциональное состояние разными средствами и способами.
Срок реализации: 3 недели - с 6 мая по 31 мая (краткосрочный проект).
Участники проекта : дошкольники 6-7 лет, родители, педагог-психолог.
Ожидаемые результаты.
1. Овладение ребенком «языком эмоций» :
- представления о внешних проявлениях эмоций у человека и причинах их возникновения.
-представление о собственных эмоциях, причинах их возникновения, действиях совершаемых в определенном эмоциональном состоянии.
2. Представления о разных средствах и способах регулирования своего эмоционального состояния.
3. Наличие желания регулировать свое поведение в разных эмоциональных состояниях.
4. овладение и самостоятельное применение в поведении и деятельности способов эмоциональной саморегуляции.
Продукт проекта.
1. Выставка рисунков «Мои эмоции»
2. Подборка стихов, поговорок об эмоциях.
3. Подбор сюжетных картинок с изображением эмоций.
4. Памятки для родителей и педагогов об эмоциональном развитии дошкольников, о способах управления отрицательными эмоциями.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип системности, постепенности и последовательности.
Формирование эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет происходит в разных видах деятельности и осуществляется поэтапно: от осознания и вербализации эмоциональных состояний и способов регуляции к свободному использованию их в деятельности.
2. Принцип индивидуального подхода.
Данный принцип выражается в следующем:
- уважение и признание уникальности каждого ребенка;
- в процессе совместного игрового взаимодействия каждый ребенок «прорабатывает» свой индивидуальный эмоциональный опыт;
- средства, необходимые для игр и игровых упражнений, подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей (предлагаются варианты помощи в зависимости от умений ребенка, предоставляется возможность выбора средств, способов выполнения игрового упражнения).
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; 6-8 мая
2. Практический этап
– ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед;
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя;
проведение занятий;
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; рисование с детьми. 13-24 мая
3. Обобщающе- результативный этап – анализ результатов проекта. 27-31 мая
План мероприятий.
№ п/п Тема мероприятия Задачи Форма проведения
1. «Обида. Причины и последствия» Создать условия для актуализации и вербализации детьми причин своей обиды.
Дать детям представления о негативных последствиях обиды при ее сдерживании или некоструктивном варианте проявления. Приветствие «Ласковое объятие», упражнения «Я обижаюсь, когда…», «Рассерженные шарики»
2. «Телесные проявления обиды и способы ее преодоления» Создать условия для осознания детьми проявлений обиды в теле.
Дать детям представление об эффективных способах снятия мышечного напряжения. Приветствие «Ласковые волны», упражнения «Где живет моя обида», «Глазки бегают по кругу» и др.
3. «Почему мы грустим? Способы преодоления» Расширить представление детей о грусти и причинных ее возникновения.
Создать условия для преодоления грусти посредством двигательной, музыкальной деятельности. Упражнения: «Моя грусть», «Салон красоты», «Раскрашивание фигур»
4. «Я могу преодолеть грусть» Закрепить знания и представления детей о способах регулирования грусти.
Побуждать детей к поиску новых, ранее не изученных способов регуляции грусти. Упражнения: «Вот что поможет справиться с грустью», «Уходи грусть, уходи»
5. «Почему мы злимся? Польза или вред от злости?» Подвести детей к пониманию причин возникновения злости.
Создать условия для демонстрации негативных последствий злобы, при ее накоплении или неконструктивном варианте использования. Упражнения: «Кипящий сосуд», «Польза или вред злости», игра «Башня злобы»
6. «Как я могу преодолеть злость» - Закрепить знания и представления детей о способах регулирования злости.
- Побуждать детей к поиску новых ранее не изученных способов регуляции злости. Упражнения: «Когда я зол», «Дразнилки и обзывалки», игра «Решение проблемы»
7.
«Чего мы боимся?» - расширить представление детей о страхе и причинах его возникновения.
- Предоставить детям возможность для актуализации и осознания своего страха. Игра «Чего мы боимся?», упражнение «Мой страх», «Зеркало»
«Раскрашивание фигур»
8. «Как победить свой страх?» - Познакомить детей со способом преодоления страха посредством изобразительной деятельности.
- Создать условия, актуализирующие внутренние силы детей для преодоления страха. Упражнения: «Победи свой страх», «Преодоление страха»
9. «Когда и чему я радуюсь? - Расширить у детей представление о радости и причинах ее возникновения.
- Предоставить детям возможность для актуализации и осознания своей радости. Игра «Люди радуются, когда…», Рисунок «Радость», упражнение «Дерево радости»
10. «Как передать радость словами и прикосновениями - Предоставить детям возможность почувствовать, как радость можно передать через слова и прикосновения.
- Расширить представления детей о способах передачи радости другому человеку. Приветствие «Нежное объятие, игра «Комплимент», «Передай радость», упражнение «Танец вдвоем»
Ресурсное обеспечение проекта :
Технические средства: магнитофон, проектор для мультимедийных презентаций.
Наглядный материал: картинный материал (иллюстрации, плакаты,
демонстрационный материал (дидактические игрушки, дидактические пособия, карточки.
Информационные ресурсы: ресурсы Интернета.
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Литература:
- «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» Крюкова С. В., Донскова Н. И., Генезис, Москва 2015 г. ;
- «Страна добра: социализация детей 5-7 лет» Е. О. Севостьянова, Творческий центр Сфера, Москва, 2012 г. ;
- «Психогимнастика в детском саду» Е. А. Алябьева, Творческий центр Сфера, Москва, 2012 г. ;
- «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников «А. А. Ошкина, И. Г. Цыганкова, ООО «Центр педагогического образования», Москва, 2015 г. ;
- «В мире детских эмоций», Данилина Т. Д., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. Москва, 2004 г.