оксана иванченко
Проект: «Мое здоровье»
▼ Скачать
Важнейшей ценностью для человека
является здоровье. «Когда нет здоровья,
молчит мудрость, не может
расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен ум»
Геродот.
Здоровье — это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Публикация «Проект: „Мое здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «. не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого ученого: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял».
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полно физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте - отношение государства к проблемам здоровья.
Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
При разработке проекта мы исходим из понимания того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный аспекты здоровья.
Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.
Под интеллектуальным — как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией.
Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их.
Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим.
Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.
Духовный аспект здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим.
В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (Кистовская М. Ю., Анохина П. К., Неверович Л. З. и др., приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.
Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, наградив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как мы распорядимся природным даром, зависит от нашего образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей являются условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социально-экономические условия, гиподинамия, проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.
В настоящее время ДОУ посещают 322 ребенка, фактическое присутствие 234 ребенка. Логопедических групп 7 групп – 89 детей, общеразвивающих 10 групп – 233 ребенка.
Результаты исследований в нашем детском саду свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей нашего ДОУ характеризуются следующими тенденциями:
распространенность функциональных отклонений (общее недоразвитие речи) достигает более 40%,
хронические заболевания 6 %,
нарушения сердечно- сосудистой системы 3 %,
аллергические проявления 13 %,
заболевания органов дыхания 14%.
Среди хронической патологии: 2 % сердечно - сосудистой системы. У 20% детей отмечается кариес зубов, имеют сниженную остроту зрения 10%. Также результаты исследования показали, что 10 % детей относятся к категориям часто болеющих.
В ДОУ созданы определенные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Это традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми.
В ДОУ есть: физкультурный зал, оснащённый современным оборудованием; площадки на улице; центры спорта во всех возрастных группах; медицинский, процедурный кабинеты; психологический и логопедические кабинеты.
Медицинское обслуживание осуществляют: старшая медсестра. В течение учебного года реализуется оздоровительная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, профилактические прививки, витаминизированное питание, организованы регулярные осмотры детей подготовительных групп врачами-специалистами. В течение всего года родителей информируем о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей.
Система обеспечения безопасной жизнедеятельности предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности.
Физическое воспитание в ДОУ осуществляют инструктор по физическому воспитанию и воспитатели. В детском саду разработана система корригирующих упражнений по формированию правильной осанки.
В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как, только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка.
Работа по оздоровлению детей в нашем ДОУ включает работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность).
Кроме этого, в каждой группе создана система по укреплению физического здоровья детей: во всех возрастных группах организация двигательной активности сочетается с закаливающими мероприятиями.
Но, несмотря на созданные в нашем ДОУ медико-социальные условия, мы обеспокоены ухудшением состояния здоровья, увеличением числа часто болеющих детей. Осуществив проблемно-ориентированный анализ неудовлетворительного состояния здоровья детей, мы пришли к пониманию причин этого:
1. Одной из причин заболеваемости детей дошкольного возраста является их постоянный контакт друг с другом, инфекции быстро передаются от одного ребенка к другому.
2. В результате недостаточной компетенции родителей в вопросах здоровьясбережения, дети помимо регламентированных занятий в детском саду посещают, дополнительные курсы подготовки к школе, изостудии, Это приводит к перегрузке детей регламентированной деятельностью.
3. Адаптация к условиям ДОУ является активным процессом, приводящим к негативным результатам (стресс) у некоторых детей.
4. Отсутствие полной преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьей.
Мы считаем, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т. е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Был проведён опрос детей средних, старших и подготовительных групп.
В анкетировании приняли участие 92 воспитанника старших и подготовительных групп ДОУ №11 «Машенька».
На первый вопрос «Считаешь ли ты себя здоровым?» ответили «Да» 71,7% детей, «Нет» - 28,3 %.
На второй вопрос «Нравится ли тебе занятия физической культурой в детском саду?» положительно ответили 98,9% воспитанников, и всего 1,1% отрицательно (1 ребенок ответил следующее «Не очень. Вообще, я люблю заниматься теннисом»).
На третий вопрос: «Занимаешься ли ты дома физическими упражнениями?» ответили, что занимаются - 59%, и 35,9% - нет.
На четвертый вопрос: «Часто и ты гуляешь с родителями на улице?» 55,4% ответили, что часто и 44,6% - не часто.
О здоровье, здоровом человеке дети высказали общие представления: красивый, умный, хорошо питается, улыбается и т. д., нездоровый человек не купается, плохо спит, не гуляет, ест нездоровую пищу, злой и т. д. Заботу о здоровье, по мнению детей, в большей степени проявляют педагоги (зарядка, физкультура, витамины, чеснок и т. д., в меньшей - родители (дают таблетки, гигиенические процедуры).
Таким образом, работа по здоровье сбережению в ДОУ не в полной мере соответствует концепции здоровья и не в полной мере способствуют формированию здорового образа жизни.
В ДОУ необходимо разработать систему работы, охватывающую всех участников образовательного процесса, которая будет способствовать формированию ценностного и ответственного отношения к здоровью, привычек здорового образа жизни. Данная система должна включать два взаимосвязанных направления: поддерживающие мероприятия - профилактика и реабилитация здоровья, социально-педагогические мероприятия - система мер, направленная на объединение участников процесса.
Поэтому наш проект мы назвали «Мое здоровье».
Цель проекта: Создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста, родителей и педагогов.
Проблема, которую мы выдвигаем – это сохранение, укрепление и профилактика здоровья каждого ребенка в условиях ДОУ.
Ожидаемые результаты
1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.
2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в д. /с. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.
3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладеют навыками самооздоровления.
И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.
Оценка результатов
1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.
2. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.
3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.
4. В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период.
Основные направления проекта.
1. Работа с родителями
2. Работа с педагогами.
3. Работа с детьми
Работа с детьми.
Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизни и отношения к своему здоровью.
1. Реализация совместных мероприятий: «Я и мое тело», «Библиотека бабушкиных советов» - профилактика простудных заболеваний; «Лесная аптека»,
2. Участие в дискуссиях: «Разговор о правильном питании», «Хороший сон – здоровый сон», «Здоровые зубки», «как сделать так, чтобы на спине не вырос горб?».
3. Спортивные праздники и развлечения
4. Большая спортивная спартакиада
5. Осмотр врачами специалистами
6. Закаливание
7. Физкультурные занятия
8. Утренняя гимнастика
9. Витаминотерапия
10. Оздоровление фитонцидами. Чесночные настойки
11. Проведение профилактических прививок
12. Полоскание горла
13. Спортивный праздничный фестиваль «Здоровье»
14. Выставка – конкурс детских работ «Правильное питание», «Я – здоровый ребенок», «Польза и вред здоровью»
Работа с родителями воспитанников
Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения
1. Анкетирование
2. Консультации специалистов
3. Спортивные семейные праздники «Папа, мама, я – дружная семья!»
4. Семинары – практикумы по оздоровлению дошкольников
5. Совместные развлечения: «Я и мое здоровье», «Вредные привычки».
6. Наглядная информация, папки – передвижки, памятки
Работа с педагогами.
Цель: Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения ДОУ.
1. Консультации со специалистами
2. Информационные бюллетени, памятки
3. Обмен опытом «Мы делимся опытом»
4. Формирование группы активного опыта
Для реализации программных задач мы предусматриваем интеграцию занятий, что обеспечивает их большую эффективность: практическую направленность, совместное с педагогом определение каждым ребенком путей своего оздоровления, коррекции здоровья, приобретения навыков его укрепления. Так, на физкультурных занятиях ведется обсуждение тем «Как стать Геркулесом», «Главные твои силачи — мышцы»; на занятиях в бассейне — «О безопасности поведения на воде», «Если хочешь быть здоров — закаляйся» ; «Вот какие мы смешливые, вот какие мы подвижные» и др. ; на занятиях по ознакомлению с природой — «Воздух помогает жить, закаляет и укрепляет организм», «Почему вода, солнце, воздух закаляют»; на занятиях по методике развития речи — «Я и мои родственники» и др.
В повседневной жизни наши педагоги обогащают знания детей о значении сна, закаливания, гигиены, т. е. развивают понятие ценностей здорового образа жизни.
Немаловажную роль в воспитании здорового развития детей должно сыграть создание здоровьеформирующей развивающей среды в группах: уголков здоровья, физического саморазвития, детского элементарного экспериментирования.
Организация предметно – игрового пространства в группах должна помочь ребенку осуществлять коррекцию своего здоровья, работать над его укреплением, развитием, осваивать практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, внедрять знания о здоровом образе жизни и навыки в игру.
Среди многообразия средств и методов особое место мы уделяем речевой культуре педагога. Необходимо избегать речевых штампов и отрицательных оценок, вести живой диалог при взаимодействии с детьми, прививать им навыки сочувствующего слушания, способность к сопереживанию, сорадости, соудивлению, сочувствию, заинтересованности в разговоре, что способствует общению детей в коллективе. Особое внимание педагог уделяет образности речи, использованию художественного слова, доступности изложения материала на занятиях, в повседневной работе с дошкольниками.
Педагогическая задача которую мы ставим перед собой, состоит в том, чтобы «не задавить» ребенка потоком неосознанной информации, а дать ему возможность подумать, прислушаться к своему организму, сформировать основы самобезопасности, уметь понять себя и окружающих, не вредить ни себе, ни сверстникам, оказывать своевременную помощь, если в ней кто-то нуждаются, подготовиться к будущей самостоятельной жизни в условиях школы.