Мария Муравьёва
Проект «Моделирование предметно-развивающей среды в старшей разновозрастной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте,хочу поделиться с вами опытом внедрения своей проектной работы :
«Моделирование предметно-развивающей среды в МОУ Ореховская СОШ СПДС» на примере старшей разновозрастной группы.
Проектная работа «Моделирование предметно- развивающей среды в старшей разновозрастной группе».
Публикация «Проект „Моделирование предметно-развивающей среды в старшей разновозрастной группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2017
Вид проекта : среднесрочный.
Время реализации: 2016-2017г.
Участники проекта : воспитатель группы :Муравьева М. А.
Актуальность: Вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду всегда актуален. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Была определна Проблема : в связи с переездом в другую группу,перед воспитателем детского учереждения встала непростая задача-заново оформить,предметно-развивающую среду группы, отвечающую в полной мере федеральным государственным требованиям.
Выделены следующие Задачи проекта :
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно- развивающей среды в группе, обеспечивающие полноценное развитие старших дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
2. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, самостоятельной, творческой, обучающей,художественной, театрализованной и др.).
4. Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.
5. Расширить двигательное пространство, для увеличения двигательной нагрузки.
6. Создать мобильную, трансформируемую обстановку в помещениях группы.
7. Увеличить возможности для познавательно-исследовательской деятельности, экспериментирования.
Презентация проекта.
Мир детства всегда яркий, красочный, веселый и чуть сказочный, поэтому все предметы интерьера в групповой комнате детского сада должны развивать у воспитанников чувство эстетического восприятия, расширять кругозор, вызывать желание каждый день с радостью посещать детский сад. Наше учреждение работает по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Согласно Программе среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Старшую разновозрастную группу 2017-2018г. посещает 16 воспитанников. Их них: старшая группа-6 человек,подготовительная к школе группа-10 человек.
. Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что ребенок быстро освоится в новой группе и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня.
Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы, участники проекта учитывали следующие принципы её построения:
Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
Вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции, климатогеографические особенности;полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);
Интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка,
Трансформируемость (возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
Стабильность и динамичность предметного окружения, обеспечивающего сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; Индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Участники проекта создали предметно-развивающую среду в группе, в которой преобладает атмосфера тепла и домашнего уюта. Придя в детский сад,уже с порога дети и родители попадают в сказку.
В раздевалке располагаются индивидуальные шкафчики с именами детей и картинками для зрительного узнавания своего шкафчика.
Здесь нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей и детей. (стенд-газеты,плакаты,папки передвижки)
Оформлен уголок безопасности
Родители и дети могут выбрать любую книгу в литературном уголке «Вместе с родителями» ,где на выбор представлены книжки соответствующие разным возрастам и на любой вкус:от *безопасности на дорогах* до* поделки своими руками*.
Торчество своих детей родители видят на стене «Мы рисуем»,там же можно познакомиться со всеми воспитанниками нашей группы
и узнать о нашей жизни
Развитие ребенка во многом зависит от организации предметной среды в групповом помещении. Я стараюсь оформить группу в одном стиле, в определенной цветовой гамме, чтобы каждая вещь находилась на своем месте. Дети ко всему имеют свободный доступ, что способствует развитию самостоятельности, умению найти себе занятие по душе. Кроме того, дизайн помещения несет в себе смысловую нагрузку и включает в себя развивающую информацию для детей. Помещение группы получилось эстетически привлекательным, развивающим, удобным и безопасным.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в групповом помещении созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т. д.). Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет ребятам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Игровой уголок «Жилая комната»
Здесь собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Игровая мебель: кухня,холодильник, кроватка, стол,стульчики для кукол. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды,наборы продуктов.
Некоторые предметы интерьера многофункциональны с разных сторон. Так МАГАЗИН продуктов,где ребята учатся быть вежливыми продавцами и покупателями,выполняет роль витрины и АПТЕКИ и кукольного театра
Дети в восторге от нашего театрализованного центра. Здесь есть герои, которые доставляют детям много радостных минут. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Запоминать,пересказывать сказки,ставить свои.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения,музыкального восприятия. Комплектация: настольных игр, дидактические игры,логические,раздаточное пособие, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры,уголок рисования.
На стене оформлен уголок по ПДД
Уголок уединения –эта роль отведена настоящему пряничному домику в нашей группе.
Здесь дети любят посидеть с любимой игрушкой, полистать в одиночестве книжку или просто отдохнуть и успокоиться. Домик-избушку мы применяем в постановке различных русских народных сказок и утренников вместе с детьми
В нашем детском саду нет отдельного физкультурного зала,поэтому в группе предусмотрено все для занятий гимнастикой,физкультурой и зарядкой.
В группе оформлен уголок природы и экспериментирования
Уголок любимых книжек (мини-библиотека)
Парикмахерская
Рабочее место воспитателя
Вот так мы занимаемся
Я считаю, что любой процесс, связанный с жизнедеятельностью дошкольника должен быть интересным ему, вызывать положительный настрой.
Важное место в жизни ребенка занимает сон. Чтобы ребенок спокойно чувствовал себя во время засыпания, спальное помещение тоже должно быть уютным, комфортным и создавать атмосферу отдыха.
Эстетическая среда, созданная в группе, вызывает у детей и их родителей эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его.
Итоги проекта :
1. В ходе его реализации проекта заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах, центрах.
2. Наблюдается продуктивность всех деятельностей воспитанников. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.