Екатерина Ленченко
Отчёт об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель, Ленченко Екатерина Гавриловна
автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития
ребёнка — детский сад № 3 муниципального образования Динской
район», станица Динская, Краснодарский край.
При создании предметно – развивающей среды нашей группы я учитывала федеральные государственные требования к ее созданию, а также рекомендации авторов программы «От рождения до школы» :
- развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;
Публикация «Отчёт об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности. Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;
- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование) так и развитие детей в ней;
- обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному миру взрослых;
- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
Я, авторски подхожу к проектированию и оформлению в своей группе предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС.
Группа разделена на отдельные помещения:игровая, спальня, раздевалка, буфетная, санузел. Приёмная комната (раздевалка) оснащена родительским уголком «Для вас, родители», «Наше творчество».
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки.
Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды, т. к. шкафы мобильны.
Условно в пределах пространства группы выделены игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка. В зоне познавательного развития для формирования ЭМП находятся все возможные логико-математические игры, где я учу ребят выявлять свойства, сравнивать, классифицировать нескольким определенным признакам, решать разнообразные логические задачи; имеется уголок природы, который размещен прямо у окна, где представлены растения (фиалка, традесканция, сансевьера, аспарагус, бегонии, каланхоэ, хлорофитум); уголок «Все о времени»; «лаборатория», которая содержит материал для проведения опытов и эксперементирования (для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр. : наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, предметы для экспериментирования (магниты, лупы, колбы, калькуляторы, микроскоп); театрализованная зона располагает различными видами театра, масками и шапочками; игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты пожарной части, макет по правилам дорожного движения, атрибуты игры «Полиция», «Больница»; в зоне физического развития и двигательной активности имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей.
Предметно-развивающая среда для познавательно-интеллектуального развития детей. Правильно подобранные своевременно предоставленные наглядные средства помогут : расширить кругозор; уточнить и конкретизировать вновь формируемые и накопленные знания; вызвать и активизировать интерес к познанию мира.
В моей группе на открытых полках размещен дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры. По содержанию дидактический материал я ориентирую на возраст, индивидуальные возможности детей, чтоб он был удобен в пользовании и интересен детям.
Стараюсь учитывать то, что пособия и оборудование было многовариативным, легко трансформировалось, занимало мало места.
Предметно-развивающая среда по развитию речи. Я стараюсь учитывать принципы : активности, самостоятельности творчества детей в речевой деятельности. Обстановка в моей группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинается с организации предметного окружения (в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их "поселить").
В уголке по развитию речи в моей группе представлены :
-различная красочная литература детских авторов с яркими иллюстрациями;
- различные журналы (не только детские, но и взрослые).
Пособия, представленные в этой зоне, динамичны и многофункциональны.
Создан уголок для рисования, где стоит мольберт, для самостоятельной изобразительной деятельности детей, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал для рисования. Имеется специальная полочка для рисования нетрадиционными способами репродукции картин, иллюстрации, фоны разного цвета, размера и формы, краска и другой изобразительный материал, кисти разных размеров, в том числе и для "тычка", подставки для кисточек, стаканчики для воды, салфетки для кисточек, палитры для смешивания красок, вата для смачивания бумаги перед работой акварелью.
Для лепки (пластилин,подложки для пластилина, салфетки для рук, сопутствующий материал для оформления работ: нитки, пуговицы, семена, веточки, шишки и т. д.) .
аппликации (иллюстративный материал по ближайшей теме, фоны разных размеров, бумага, картон разного качества, подставки для кистей, кисти, клеёночки, салфетки для разглаживания деталей и для рук, ножницы на подставке, клей в закрытой баночке, а так же лоскутки ткани, нитки.
На нашем участке также создана развивающая среда, которая способствует
полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни; закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
На участке оборудованы веранды с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домики, столы, качели, горки, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:общения детей с книгой;рисования; настольно–печатных игр; конструктивных игр; оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.
На участке имеется: песочница с песком (с закрывающейся крышкой, площадка для подвижных игр, оснащенная горкой и другими детским оборудованием. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, ракетки для игр в бадминтон, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д. ,
наборы для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Транспорт», «Магазин».
Таким образом, предметно-развивающая среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает "зону ближайшего развития", побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.