Надежда Падальцина
Проект «Мир, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Малыш» комбинированного вида»
Проект
«Мир, в котором мы живем»
Выполнила: Н. В. Падальцина
р. п. Шаховская
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Н. Толстой.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является.
Публикация «Проект „Мир, в котором я живу“» размещена в разделах
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребёнка. Поэтому воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда оказывается, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Поколениями доказано, насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребёнок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Приоритетность нравственного воспитания делает возможным наилучшим образом успешно адаптироваться детям в начальной школе, а это намного важнее для школьника, чем научиться читать, писать, считать. Это важно, но учить всему надо в игре, радостно и вдохновенно. Ведь мы, формируя характер, воспитываем у детей коллективизм, гуманность, чуткость, правдивость, отзывчивость, сочувствие, заботливость, честность - это группа черт характера, выражающая отношение ребенка к обществу, коллективу, к другим людям. Трудолюбие, бережливость, ответственность (отношение к труду). Скромность, самокритичность (отношение к себе как личности). Волевые черты характера: целеустремленность, настойчивость, решимость, смелость, мужество, самостоятельность, выдержка. Поэтому выбранная мною тема на современном этапе очень актуальна. Так как в настоящее время современная семья переживает не лучшее время. Решая финансовые и экономические проблемы семьи, родители все меньше уделяют внимание детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Это ведет за собой появление детской агрессии. Причины агрессии у детей вызывают:
экономическая и социальная нестабильность семьи;
демонстрация насилия по телевидению;
неблагоприятная семейная обстановка;
низкий уровень развития эмоциональной среды у детей.
Поэтому, я считаю, что необходимо создать условия для формирования у детей эмоционального, насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания. Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. В процессе реализации проекта, я считаю, что необходимым условием должна быть работа с родителями.
.
Гипотеза: если правильно продумать алгоритм работы с детьми и родителями, заинтересовать их играми, конкурсами, праздниками, экскурсиями по родному посёлку, это будет способствовать расширению воспитательного пространства и обеспечит активный выход детей в социум. Повысит компетентность педагогов и родителей.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, педагог-психолог.
Длительность проекта : сентябрь-май (долгосрочный).
Тип проекта : практико-ориентированный.
Цель:
Формировать социально - нравственные чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; заботливое отношение к окружающему миру.
Задачи:
1. Привлекать детей к состраданию, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, тем, кто о них заботиться.
2. Ориентировать родителей на создание эмоциональной благополучной атмосферы в домашних условиях, с окружающим миром, где взаимоотношение между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным, защищенным; принимать участие в обсуждении семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
3. Побуждать детей к выполнению общественно - значимых заданий, к добрым делам семьи, родного дома, детского сада, к окружающим.
4. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
5. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважать право на собственность.
6. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, окружающим.
7. Воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
8. Дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных привычек, усвоению норм и правил поведения в обществе и жизни, накопление социально-нравственного опыта детей.
Ожидаемый результат
В результате реализации проекта ожидается :
Для детей:
1. Расширение социального опыта детей.
2. Поднимется уровень сформированности ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми, о понятиях «дружба», «добро»;
3. Создание дружного детского коллектива и комфортное пребывания в группе каждого ребёнка.
Для родителей:
1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования воспитания детей, в результате активного участия родителей в жизнедеятельности группы.
2. Заинтересованность родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Реализация проекта :
1 этап. Подготовительная работа.
1. Выбор и утверждение темы проекта.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Подбор информационного материала, методической литературы.
4. Пополнение уголка «Моё настроение» в группе наглядным материалом.
5. Составление перспективно - тематического плана.
6. Проведение анкетирования с родителями.
8. Обеспечение условий для реализации данного проекта.
2 этап. Основной этап.
1. Проведение наблюдения, бесед.
2. Ознакомление детей с художественными произведениями детских писателей, разучивание пословиц и стихов.
6. Оформление альбома «Моя семья».
7. Организованная образовательная деятельность с детьми.
8. Углубленное изучение детьми социально-коммуникативного развития, через кружковую работу «Школа нравственности», Неделя «Добра, вежливости и этикета».
9. ООД «Путешествие по следам колобка», «Дом в котором я живу», «Моё генеалогическое древо», «Семья-опора счастья», «Давайте знакомиться».
10. Выставка «Моя семья»
11. Рассматривание выставки «Умелые руки моей бабушки»
12 Посещение музыкально – театрализованного представления «12 месяцев»
3 этап. Заключительный этап.
1. Презентация проекта.
2. Обработка результатов по реализации проекта.
3. Внесение дополнений, поправок.
4. Итоговое занятие «Моя семья – моё богатство».
Работа с родителями в реализации проекта :
• Родительские собрания «Только вперед! или Путешествие по дороге знаний продолжается», «Растём, играя».
• Беседы, консультации, информационно-деловое оснащение «Здоровый образ жизни семьи», «Ребёнок и дорога», «Наша Родина Россия!»…
• Развлечения «Папа, мама и я - спортивная семья», «Моя мама лучше всех», «Бабушки в гостях у внучат». Праздники «Новогодняя сказка», «Сильные, ловкие, умелые», «8 Марта – мамин день». Фотовыставки «Красавица осень в Шаховскую пришла». Выставки совместного творчества детей и родителей «Дары природы», «Рождество на пороге».
Одна из составляющих проекта - это мини-проекты.
Мини проект с участием родителей - детей - воспитателей «Моя мама лучше всех».
Первый этап проекта - выбор темы, подбор материала, составление перспективно - тематического плана, наблюдения, беседы, пополнение уголка в группе наглядным материалом, организованная образовательная деятельность, моделирование игровых и проблемных ситуаций. Обеспечение условий для реализации данного проекта.
Второй этап - чтение художественной литературы, драматизация произведения «Сказка о маленьком цыплёнке, который хотел очень вырасти».
Третий этап - выставка рисунков «Портрет моей любимой мамы», оформление стенгазеты «Мама и я - лучшие друзья».
Итогом проекта праздник, посвящённый Дню матери, с показом презентации фильма «Моя мамочка».
Такая форма работа над проектом была интересна и нужна как детям, так и их родителям.
Системная паутинка
Центр литературы
Знакомство с литературными произведениями:
С. Михалков «Моя улица», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Михалков «Ежили вы вежливы», В. Осеева «Волшебное слово», А. Барто «Вовка добрая душа», Я. Тайц «Впереди всех», Б. Заходер «Строители», В. Осеева «Просто старушка», р. н. сказка «Заяц хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», «Пожар», С. Михалков «Дельный совет», Р. Милк «Винни-пух и все-все-все», Н. Носов «Леденец».
Центр игры
Дидактические игры «Что изменилось», «Где ты живешь», «Дом, в котором я живу», «Почтальон принес открытку», «Что любит делать папа», «Чей домик», «Куда едут автомобили», «Угадай по звуку», «Кому что подойдет», «Лото».
Конструирование «Наш город», «Мебель для дома».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Строители», «Путешествие на теплоходе», «Почта».
Центр познания
Беседы «Как помогать девочкам и защищать их», «Как разговаривать по телефону», «Скромность и хвастовство», «Как мы заботимся о своих близких», «Как вести себя в детском саду», «Кто работает в детском саду», «Будь всегда вежливым».
Экскурсии «К пешеходному переходу», «В кабинет врача», «По улицам поселка», «Прогулка в парк».
Рассматривание почтовых открыток, конвертов, картины «Почтальон», альбома с фотографиями мам и пап, иллюстраций с изображением военных, многоэтажных и одноэтажных зданий, альбомов «Моя семья», «Наш город».
Центр взаимодействия с семьей
Информирование родителей (информационные стенды, объявления, рекомендации, консультации, родительские собрания, беседы).
Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Совместная продуктивная деятельность.
Проведение совместных мероприятий.
Заключение
Проект предоставляет условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально - положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, фотовыставки, семейные альбомы и т. д.) В результате этого проекта дети научатся любить родной дом, семью, детский сад, Родину. Будут уважительно относиться к взрослым, сверстникам. Научатся помогать друг другу, быть добрыми, вежливыми, заботливыми; проявлять чувства сострадания, внимания к близким, сверстникам. Конечно, проблемы, которые поднимаются этим проектом, всегда стоят перед взрослыми, занимающимися воспитанием современных детей. Они будут снова и снова вставать и требовать решения, потому что решить их полностью невозможно, пока «стоит мир», потому что «сущность человеческую» трудно исправить, но надеяться на это и бороться за каждую душу нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Потому что дети – еще только дети…
Ресурсное обеспечение проекта.
Материально-технические: магнитофон, компьютер, принтер, видеопроектор, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска.
Кадровые: взаимосвязь с физкультурным и музыкальным руководителем, психологом, учителем – логопедом.
Информационные: методическая литература и художественная литература, энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картинный материал, картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме.
1. Вераксы Н. Е. Комплексные занятия (средняя группа). – М. : Учитель, 2012.
2. Алешина Н. В. Знакомства дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М. : Москва, 2011.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду (методические разработки). – М. : Мозаика – синтез, 2011.
4. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина… (практическое пособие). – М. : Аркти, 2008.
5. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам (планирование и конспекты). – М. : Творческие центр, 2011.
6. Глебанова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – М. : Учитель, 2011.
7. Панова Е. Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ. – М. : Учитель, 2011.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ, соблюдение Декларации прав ребёнка.