Людмила Тодоровская
Проект «Мир в цвете»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала и исполнила воспитатель:
Тодоровская Л. И.
Цель проекта
Создание условия для сохранения психологического здоровья детей раннего возраста, для повышения адаптивных возможностей малышей в развитии, поведении, используя цветотерапию; приобщение детей к познанию окружающего мира (в частности знакомство с цветом).
Задачи
1. Обогащение эмоционального мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие
2. Расширение представления детей об синем и желтом цвете и развитие умения их различать
3. Развитие сенсорного восприятия
4. Развитие зрительного восприятия цвета
Публикация «Проект „Мир в цвете“» размещена в разделах
5. Снижение эмоционально-психического и телесного напряжения
6. Развитие интегративных качеств: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением
7. Развитие цветовых ассоциаций, воображения и фантазии
Актуальность
Дошкольное детство - мир впечатлений и хорошего настроения. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет. Цвет – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребенок. Цвет влияет на людей на подсознательном уровне, он воздействует на наши органы чувств, лечит нас, может успокоить, тонизировать, повлиять на настроение.
Цветотерапия – метод лечения цветом, данный метод основан на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействует на определенные светозависимые гормоны. Это немедикаментозный метод лечения. При цветотерапии,каждый из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Цветотерапия помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, а также позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения.
Участники проекта: дети группы раннего возраста №9 «Крепыши», воспитатель группы.
Объект: развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста.
Предмет: цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей и сохранение здоровья детей.
Место проведения: г. Курск, ОКУЗ СДР, группа №9
Тип проекта: познавательный, оздоровительный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (2018 г. - январь 2020 г.)
Работа по цветотерапии строиться по принципам:
1. Последовательности (от простого к сложному)
2. Возрастосообразности (возраст детей играет непосредственную роль в подборе игровых заданий)
3. Индивидуального подхода к ребенку
4. Всестороннего развития (через один вид терапии решаем различные развивающие, образовательные, коррекционные задачи)
Гипотеза
Рассматривая цвет не только как сенсорный эталон, но как многогранный объект, можно говорить о его значимости в жизни людей:
– цвет как эстетический фактор;
– цвет как выражение психоэмоционального состояния человека, его активности;
– цвет как средство творчества;
– цвет как ориентир в произвольной деятельности и др.
Следовательно, можно предположить, что с цветом нужно работать не только специалисту по изодеятельности, но и воспитателю использовать цветотерапию в различных видах деятельности детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети Педагоги
Улучшение общего эмоционального состояния детей, а именно:
– снижение количества тревожных детей, количества страхов;
– формирование первоначального представления у детей о себе и об окружающем мире;
– снижение эмоционально-психического и телесного напряжения;
– повышение уровня развития воображения у детей;
– снижение проявления физической агрессии (научить детей быть терпимее и дружелюбнее);
– научить ориентироваться в 2-х контрастных цветах (желтый, синий) на однородном материале;
– научить выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, подбирать по цвету предметы.
– повышение своего
теоретического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
-расширение общепедагогических знаний в здоровьесберегающей технологии-цветотерапии;
-пополнить развивающую среду в группе.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 ЭТАП: подготовительный
Деятельность воспитателя:
1. Повышение собственной профессиональной компетентности
2. Составление плана работы над проектом
3. Изучение программно-методического материала по направлению работы
4. Консультации со специалистами Дома ребенка
5. Сбор методического материала необходимого для реализации цели проекта.
6. Организация в группе развивающей среды по теме проекта
7. Изготовление пособий
Деятельность детей:
1. Рассматривание иллюстративного материала, чтение сказок, потешек для развития интереса
2. Использование анализаторов: вкусовой (восприятие разнообразных вкусовых ощущений, тактильный (пальчиковые игры, слуховой (сопровождение цвета музыкой, зрительный (через изобразительную деятельность и «погружение» в предметную среду определенного цвета)
3. Закаливание (теплое и холодное воздействие)
4. Дидактические игры: «Спрячь цветочки в домик», «Перекладывай шарики», «Цветные шнурочки», «Какие цвета есть на картинке», «Теплый - холодный»
5. Игры-драматизации: «Путешествие колобка», «Репка»
6. Традиции группы
7. Игры на снятие напряжения и агрессии
8. Подвижные и мало подвижные игры
9. Упражнения на развитие дыхания
10. Релаксационные упражнения
11. Танцевально-музыкальные игры
2 ЭТАП: содержательный
Реализация задач проекта в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей со взрослыми.
1. Разработка конспектов интегрированных НОД в группе раннего возраста по образовательной области: «Познание»-сенсорное восприятие с использованием цветотерапии
2. Проведения интегративных занятий НОД с использованием «Цветотерапии». Тема занятия: «Страна желтого и синего цвета»
3. Индивидуальная работа с детьми
4. Выступление на педагогическом совете
5. Создание игр с содержанием «Цветотерапия» для снятия эмоционального и физического напряжения
6. Консультация, презентация для молодых специалистов
3 ЭТАП: итоговый
1. Выбор формы презентации
2. Подготовка презентации
3. Презентация
Проведенная работа с воспитанниками группы с использованием цветотерапии позволила прийти к следующим результатам:
– улучшилось общее эмоциональное состояние – снизилось количество тревожных детей и страхов
– у детей сформировались первоначальные представления о себе и об окружающем мире
– повысился уровень воображения
– снизилось проявление вербальной и физической агрессии, дети стали терпимее и относятся дружелюбнее друг к другу
– ориентируются в 2-х контрастных цветах на однородном материале
– выполняют соотносящие действия, согласовывают
– подбирают по цвету предметы
– выполнена фотовыставка (мини-коллаж)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. - 2-е издание, доработанное - М. ; Просвещение, 1991 г.
2. Журнал “Дошкольное воспитание”, №2, 1991 ,№4, 2007.
3. Журнал “Ребёнок в детском саду” №4, 2007.
4. Бриль М., Исцеляющий свет. Цветотерапия: с чего начать. СПб. : Изд- оздоровления - СПб, «Золотой век», «Диамант», 2000 - 244 с.
5. Бера У., "Что означают цвета".
6. Высокова Т. П., «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Программа «От рождения до школы» Изд. Мозаика-Синтез Москва, 2014.
8. Колдина Д. Н., Игровые занятия с детьми 2-3 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2011
9. Никитина И. В., «Инновационный педагогических технологий и организации учетно- воспитательного методического процессов», Волгоград, 2008г
10. Комарова Т. С., Размыслова А. В., Цвет в детском изобразительном творчестве. - М. ,
11. Киселева М. В., Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. Речь. –2008 г.
12. Шевченко М., Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. - СПб. : Питер, 2007.-96 с.
13. Ямпольская Р. В., Фрухт Э. Л., «Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка»
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
https://solncesvet.ru
https://portalpedagoga.ru
pedrazvitie.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры с использованием «Цветотерапии» для детей раннего возраста группы №9
1.«Ложки-девочки»
Дети подбирают платье по цвету. Желтые резинки нанизывают на ложку-это желтое платье, синие резинки нанизывают на ложку-это синее платье. Ориентируются в двух контрастных цветах.
Расширять представления детей о желтом и синем цвете. Ориентироваться в 2-х контрастных цветах.
2. «Спрячь цветочки в домик»
Ребенок опускает цветочки синего и желтого цвета в домик. Расширяем представление о желтом и синем цвете.
3. «Покрывала феи» Цветные полотна из прозрачной ткани желтого и синего цветов. Рассматривают сквозь них окружающее пространство, обертываются в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
4. «Дождик желтого и синего цвета»
Пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя. Предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.
5. «Цветная вода»
В пластиковые прозрачные стаканы наливается цветная вода. Добавляется жидкое мыло. Ребенку предлагается с помощью трубочки создать мыльный фонтан.
6. «Рисуем пальчиками» - не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Дети рисуют с удовольствием на плотной белой бумаге, обтянутой пленкой.
7. «Мелки – наперегонки»
Дети в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе. Снимается напряжения, агрессия, происходит гармонизация эмоционального настроения.
8. «Собери шарики».
Кукла-фея рассыпала шарики синего и желтого цвета на ковре, надо их собрать. Желтые шарики кладем в желтую корзину, а синие шарики в синюю.