Анастасия Конева
Проект «Мир слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность – особо важное значение в речевом развитии играют все участники в воспитании детей, родители и педагоги. Если педагоги занимаются, а родители не уделяют внимание детям, то речевое развитие затормаживается.
Мы решили создать проект на 2017-2018 учебный год на тему «….»
Цель проекта- активизировать деятельность всех участников педагогического процесса с целью повышения речевой активности детей раннего возраста через организацию различных видов деятельности со всеми участниками.
1 этапом нашего проекта было изучение литературы по данной теме.
Публикация «Проект „Мир слов“» размещена в разделах
Результатом этого этапа было решение использовать в развитии речи детей мнемотаблицы.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые.
Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления; Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы; Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; Развитие связной речи дошкольников (пересказ сказки; правильное звукопроизношение;).
Работая с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
2 этап Практический
Мы создали картотеку мнемотаблиц по сказкам и стали ее использовать в практической деятельности.
Такого результата мы не смогли бы добиться, если бы не привлекли родителей. С родителями мы создали многофункциональное дидактическое пособие «Речевая гармошка».
В данном пособии мы собрали материал для артикуляционной и дыхательной гимнастик, материал для развития мелкой моторики.
Создавая это пособие, мы знакомили родителей с особенностями развития речи в 1 младшей группе. Это пособие помогает нам не только активизировать речь детей, но и пополнять словарный запас прилагательными: Например, гречка-колючая, кожа-гладкая, ткань-мягкая; глаголами: что будем делать с бабочкой? – сдувать; что будем делать с язычком? –прятать, высовывать. Родители, увидев как интересно детям заниматься с такими пособиями, стали проявлять интерес к работе по развитию речи в детском саду.
Как в дополнение к «Речевой гармошке» для повышения результативности, мы создали пособие " Копилка новых слов". Она помогает нам в работе по обогащению словарного запаса, развитию лексико-грамматического строя речи и развитию памяти у детей.
Описание пособия:
Пособие «Копилка новых слов» сделано из картона в виде чемоданчика в котором есть прорезь. Чемодан открывается и закрывается по мере необходимости.
Варианты заполнения "домика-копилки" :
1. Проговаривание новых слов.
2. Изготовление по слову рисунков.
3. Воспроизведение звуков животных, их характеристики и особенностей.
4. "Посылы словесной энергии" т. е. дети "бросают" слово на ладошку и "опускают" его в копилочку с одновременным проговариванием.
Мы периодически обращаемся за помощью к "Копилке", вспоминаем слова и фразы, услышанные ранее. Напоминаем ребенку, что его рассказ станет интереснее, если он отыщет в "Копилке" подходящие слова.
3 этап нашего проекта заключительный. На этом этапе мы решили сравнить результаты диагностики по речевому развитию с детьми из другой группы. Сравнение речевой диагностики показало, что в этом году уровень развития детей по речевому развитию выше (%)
Мы думаем, что это результат дружной работы педагогов, родителей и детей. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Ведь знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.