Екатерина Яхонтова
Проект «Мир пуговиц»
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк.
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Публикация «Проект „Мир пуговиц“» размещена в разделах
Подтверждением тому стала исследовательская деятельность, проведенная мною и моими воспитанниками с участием родителей в средней группе МДОУ «Детский сад №22» в рамках творческого – исследовательского проекта «Мир пуговиц». Идея создания проекта возникла в ходе исследовательской деятельности, организованной с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру. Для детей особенно важны навыки обследования предметов и умения находить сходства и отличия, делать выводы из полученной в ходе обследования информации.
Таким образом, основными целями проекта стали :
Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком – либо объекте.
Формировать у детей естественно – научные представления о предметах окружающего мира.
Расширять кругозор детей посредством познавательно – исследовательской деятельности.
Развивать мелкую моторику рук, связную речь, мышление и творческие способности детей.
Исходя из поставленных целей, были определены задачи проекта :
Расширить знания детей об окружающем мире.
Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развивать мышление, активизировать речь детей.
Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта : октябрь – январь.
Продукт проекта : мини – музей пуговиц в группе.
Реализация проекта включала в себя четыре этапа.
Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: «Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?». Таким образом, были определены главные вопросы творческо – исследовательской деятельности: «Что означает слово пуговица?», «Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?», «Какими были первые пуговицы?», «Каких видов бывают пуговицы?», «Из каких материалов делают пуговицы?», «Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?», «Что такое коллекционирование?».
Второй этап – разработка проекта. На втором этапе до участников проекта была донесена важность данной проблемы. Также была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме. Были подобраны материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности детей. Был подобран материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Также был составлен план мероприятий.
Третий этап – выполнения проекта. Данный этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Познание»; «Художественное творчество»; «Социализация»; «Безопасность»; «Здоровье»; «Коммуникация»; «Труд» «Чтение художественной литературы». Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. При выполнении проекта использовались следующие формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Подбери по форме»; «Найди пару»; «Чудесный мешочек»; «Подбери по цвету»; «Выложи узор»; «Подбери пуговицу к одежде»; «Какая лишняя». Данные дидактические игры позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде.
Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Рисование с натуры. Какими бывают пуговицы»; «Экспериментирование в изобразительной деятельности. Печатаем узор (пуговица – штамп)».
Лепка. Составление из пуговиц узора на пластилине : «Бабочка»; «Овечка»; «Перо Жар – птицы».
Конструирование. Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, кожи: «Гусеница»; «Сказочный домик»; «Букет цветов в холодных тонах»; «Черно – белые цветы»; «Новогодняя елочка».
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений: «Волшебный цветок»; «Насекомые».
Экспериментально – поисковая деятельность.
Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Коммуникативная деятельность.
Знакомство с пословицами и поговорками о пуговицах :
Прост, как пуговица.
Застегнут на все пуговицы.
На чужой рот пуговицы не нашить.
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе – медная пуговица.
Пуговички золоченые, а три дня не евши.
Умная умница – что светлая пуговица.
Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
Знакомство с историей возникновения пуговицы.
Составление описательных рассказов о пуговицах.
Речевые упражнения «Какая пуговица?»
Придумывание сказок и историй о пуговицах.
Формы и методы работы с родителями.
Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Привлечение родителей к пополнению группового мини – музея новыми экспонатами.
Смотр – конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
На данном этапе дети узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто – то ошибался, то мог услышать: «Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк». Во время занятий художественным творчеством дети рисовали пуговицы с натуры и использовали пуговицу как штамп. В беседе об истории пуговицы дети узнали, что император Петр первый приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. Также дети узнали, для чего еще помимо застежки, используют пуговицы. Кроме того, дети узнали, что слово «пуговица» произошло от слова «пугать». Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры «Найди пару», «Какая лишняя?» позволяли детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде.
Четвертый этап. Презентация проекта :
Представление мини – музея пуговиц.
Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц (панно, украшения для кухни, коврик для профилактики плоскостопия).
На четвертом этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини – музей и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: «Детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», «Пуговицы для верхней одежды», «Пуговицы – украшения». Создание мини –музея и коллекции позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр. Также на четвертом этапе состоялась презентация проекта : каждая семья демонстрировала свои поделки из пуговиц. Была организована выставка детского творчества.
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Проект оказался интересным для всех его участников. Мир пуговиц настолько захватил детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования – филобутонистика. Главное, чему научил проект и детей, и взрослых – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!