Елена Никулина
Проект «Мир дому моему»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы – составители:
Никулина Елена Аркадьевна, воспитатель ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»
Алексеевская Валентина Семеновна, воспитатель ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»
РЕЦЕНЗЕНТ:
Лыскова Ольга Алексеевна, зам. директора по общим вопросам ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»
Проект : развитие новых форм социальной работы «Мир дому моему».
Публикация «Проект „Мир дому моему“» размещена в разделах
Творческая область: приобщение проживающих к православной культуре, сущностными характеристиками методом проекта, внедрение инновационных форм работы в реабилитационный процесс.
Вид проекта : социально – ориентированный проект, средней продолжительности.
1. Актуальность темы:
Основной задачей социальных учреждений на современном этапе является оптимизация жизнедеятельности проживающих.
Цель работы – распространение положительного опыта работы по духовно – нравственному направлению, включающее развитие у проживающих нравственных чувств как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей.
Эти преобразования коснулись и нашего учреждения. Духовно – нравственное направление в работе социального учреждения подтверждает об успешной организации исследовательско – краеведческой работы: знакомство с деятелями Православия, изучение документов, встречи с интересными людьми (представители духовенства, паломники, сестры милосердия).
Но вместе с тем, анализ реабилитационной работы выявил недостаточную организацию работы по духовно – нравственному воспитанию с проживающими, недостаточное владение навыками:
- краеведческой работы (изучение документов, посещение памятных мест).
Таким образом, в нашем учреждении возникла необходимость в организации активно – деятельностных форм по проявлению патриотизма, духовного начала среди проживающих: почитание старшего поколения, духовно – патриотическая деятельность.
Таким образом, данный проект включает в себя разноплановую практическую и совместную занимательную деятельность, обеспечивающий частичную компенсацию утраченных функций проживающих.
Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется педагогический аспект, предусматривает взгляд на проживающего как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Сложность заключается, прежде всего, в различных возрастных категориях, их опыте, умениях и способностях. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный подход к личности с ограниченными возможностями здоровья, я считаю возможным и необходимым приобщать проживающих к практическим видам деятельности с целью активной их организации. Считается возможным и необходимым включать проживающих в исследовательско – поисково – краеведческое пространство, обеспечивать им разноплановое поле деятельности, используя в работе специфические методы и приемы (выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений, использование документальной информации и пр.).
Данная работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к воспитанию нравственных чувств.
Становление социальной реабилитации в современных условиях, опирающееся на духовно – нравственное воспитание как средство коррекции развития поведения проживающих, ведет за собой возрождение традиций православного воспитания и уклада.
Вышесказанное можно сформулировать как способ к действию: сегодня для нашего общества важно воспитание личности различных социальных категорий, обладающей духовно – нравственными ценностями, нравственно – патриотическими чувствами, но их возможно и воспитать через активную проектную деятельность, где проживающий является исследователем, экспериментатором, а педагог должен создать условия для взаимодействия всех участников реабилитационно – воспитательного процесса: проживающих, педагогов, социума.
В качестве основного метода данного проекта взят практический метод развивающего обучения – метод «эмоционально – чувственный». Это созвучно концептуальным педагогическим идеям, в основу которых положены документальные факты.
Материал проекта построен так, что его можно использовать в процессе организации индивидуальных и групповых видов занимательной деятельности проживающих (коммуникативной, познавательно – исследовательской).
Выделены основные формы организации с проживающими:
- усвоение основных духовно – нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы (житие Оптинских старцев, поучения Серафима Саровского, предания Девеевского монастыря);
- усвоение основных духовно – нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие («О добродетелях», «О почитании родных и близких», «О милости», «О целемудрии» и пр.);
- формирование навыков почтительного отношения к старшим, воспитателям, попечителям, сверстникам, а также навыков заботы о младших («Кто наш ближний?», «Бог – есть любовь»);
- формирование благожелательного отношения к носителям религиозных культур, другого мировоззрения.
- проектная деятельность проживающих;
- аналитическая деятельность.
Задача педагога, работающего в социальном учреждении – донести через информационные, практические формы работы (знания, опыт, действия, чувства, выработать у проживающих положительные личностные качества, перспективы роста частичной компенсации знаний, заложить основы нравственности.
Обучать и воспитывать, направлять развитие и корректировать поведение без насилия, уважая свободную личность проживающего, внимательно и чутко выявляя, поддерживая, развивая коммуникативные способности – именно эти принципы учтены в проекте, что позволяет говорить о гуманитарном, личностно – ориентированном подходах. Проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога: освоение эффективных форм работы с проживающими по формированию духовно – нравственных ценностей, этических чувств. Для проживающих: обязательное представление о социуме, как общественно значимом.
SWOT – анализ
Сильные стороны Слабые стороны
- Организация воспитательного процесса через разные формы деятельности (краеведческая, познавательно – практическая)
- Социальное партнерство Несформированность новообразований как необходимого запаса знаний, умений навыков в духовно – нравственном воспитании у проживающих
Активное участие в исследовательской работе Ограниченные возможности здоровья
Возможности Ограничения и риски
Участие педагогов в конкурсном движении Привлечение к воспитательному процессу средств передвижения
1. Содержание работы зависит от нескольких факторов:
- заинтересованность педагогов новыми формами работы;
- взаимодействие педагогов и проживающих;
- опыт поисковой работы.
Целью данной проектной деятельности «Мир дому моему» является обогащение содержания воспитательного процесса инновационными формами работы по духовно – нравственному направлению.
2. Задачи проекта :
1. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной. Способствовать формированию и развитию морально – интеллектуальной компетенции проживающих, нравственно – этическим нормам и представлениям, духовно – нравственным отношениям и чувству сопричастности к родному дому, к культурному наследию своего народа.
2. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека, смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни). Расширять знания проживающих в области традиционной религиозной культуры России в исторической ретроспективе на современном этапе.
3. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием ( отношение к себе: а какой я) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви. Воспитывать в духе почитания традиций и культуры своего народа, нравственно – интеллектуальных черт личности, толерантного отношения к сверстникам, другим людям, традициям государства, общественным и церковным праздникам.
4. Апробировать в педагогической деятельности.
4. Партнеры проекта социального учреждения:
1. Воспитатели
2. Проживающие
3. Православная церковь (священнослужители)
Субъектами реабилитационного процесса следует считать проживающих, его «дом», в связи с тем, что «системообразующей основой духовно – нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является медицинское учреждение, работа которого направлена на просвещение проживающих, оказание помощи, поддержки.
Определяемый возраст проживающих от 18 лет и старше.
Значимость данного социального проекта определяется как правильная организация воспитательного процесса с проживающими в условиях их длительного проживания в социальном учреждении.
5. Механизмы реализации проекта :
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный
II этап – реализационный
III этап – итоговый (аналитический)
I этап – подготовительный
Введение в информационное пространство проживающих определяет уровень социальных компенсаторских функций, овладение навыками групповой работы (включение в исследовательское пространство).
Предварительная работа включает в себя:
1. Знакомство проживающих с первыми шагами к вере (беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми).
2. Знакомство проживающих с православным этикетом (правила поведения в общественных местах).
3. Знакомство проживающих с ритуалами ( богослужение: утреннее, вечернее, всеношное).
4. Знакомство проживающих с обычаями и традициями Православия.
В связи с актуальностью данной проблемы организована краеведческая работа с целью: создание рационально организованной познавательной деятельности в ходе воспитательного процесса, осуществление возможностей вариативного подхода к духовно – нравственному воспитанию проживающих.
Культурное наследие создают и присваивают люди. Чем больше человек знает, умеет, тем бережнее относится к окружающему миру, к себе. Формировать верные представления о христианской системе ценностей невозможно без опоры на первоисточники. Именно в них воспитатель находит нужный к исследованию фактический материал. Задача воспитателя – подобрать фрагменты первоисточника. Как это сделать? Например, при знакомстве с темой «Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа (Богоявление)».
II этап – реализационный
На данном этапе проживающие в творческом процессе овладевают:
• чувством прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
• знанием достопамятных событий отечественной истории, имен и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
• умением видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
• приобщением к духовно – нравственным ценностям своего народа;
• усвоением нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении ее духовности и культуры;
• приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
• формирование потребности в нравственном совершенствовании.
III этап – итоговый (аналитический)
Содержательный компонент проекта включает – овладение проживающими доступным объемом представлений и понятий об окружающем мире: жизни народа, истории страны, Православной культуры, традициях народа.
Следовательно, правильная организация работы по духовно – нравственному воспитанию проживающих основана, прежде всего, на разноплановой совместной занимательной деятельности.
Практическая работа с проживающими представлена через:
посещение памятных мест
встречи с православными людьми города
сопричастие к обычаям и традициям Православия
Применяются разнообразные формы и методы работы с проживающими (наглядные, практические, словесные, репродуктивные, частично – поисковые, исследовательские). Проект средней продолжительности, этап реализации в течение двух месяцев. При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.
6. Ресурсное обеспечение (кадровое, материально – техническое, методическое)
база имеется требуется
Кадровое воспитатели кадровый состав соц. партнерство православной церквью
Материально – техническое Молельная комната
Методическое Документы
миникабинет (видеофильмы, метод. пособия по духовно – нравственному воспитанию скерокопии архивных документов
7. Сроки реализации проекта (30.05.2016г. – 30.07.2016г.)
8. ПЛАН – ГРАФИК РАБОТЫ
№ Наименование мероприятия Дата проведения Краткое описание мероприятия
1. Тема: «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» май «Введение в Православие»
Цель: введение в православную культуру.
Задачи:
1. Познакомить проживающих с системой нравственных критериев Православия.
2. Способствовать развитию представлений у проживающего о значении нравственных норм и ценностей для каждого человека.
3. Воспитывать у проживающих любовь к родному дому, чувство гордости за место проживания.
Оборудование: иллюстрации, православные книги, иконы, фотоматериал.
2. Тема: «Основы православной культуры»
май «Культурное наследие: православные святыни, христианское искусство»
Цель: формирование у проживающих чувство гордости за историческое прошлое своей Родины, уважение к православным людям, их труду.
Задачи:
1. Познакомить проживающих с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной церкви.
2. Раскрыть содержание и смысл Православного искусства.
3. Воспитывать у проживающих чувство сопричастности к православному наследию.
Оборудование: иллюстрации, иконы, фотоматериал, видеоматериалы.
3. Тема: «История в лицах» июнь Круглый стол «Встреча с паломниками»
Цель: формирование значимости святых мест в жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить с историческим прошлым нашего народа.
2. Расширять знания проживающих о святых местах как о нерукотворном создании духовного мира.
3. Приобщать у проживающих ценностно – ориентировочные отношения.
Оборудование: сувениры, фотоархив.
4. Тема: «Национально – региональный компонент» июнь
июль 1. «Экскурсия к памятным местам»
Цель: развитие положительных эмоций, нравственно – этических чувств.
Задачи:
1. Ввести проживающих в христианский мир посредством включения в краеведение.
2. Прививать чувство сплоченности, уважения к жизненному опыту своих предков.
3. Воспитывать любовь к наследию православной церкви, нравственное отношение к действительности.
Оборудование: фотоматериалы.
2.«Экскурсия по памятным местам»
Цель: включение проживающих в краеведческую работу.
Задачи:
1. Ввести проживающих в духовный мир посредством приобщения к Православию.
2. Показать роль Православной церкви в становлении личности человека.
3. Приобщить проживающих к нравственным ценностям, воспитывать уважение к православным традициям, чувство сопричастности и долга к обычаям русского народа.
Оборудование: фотоматериалы.
5. Тема: «Практическая деятельность» июнь - июль 1. «Звонарное дело»
Цель: приобщение к традициям Православной церкви.
Задачи:
1. Познакомить с историей создания колоколов.
2. Расширять знания проживающих о разных мелодиях колокольного звона, приемах работы с колокольными нитями.
3. Воспитывать чувство гордости за исторические реликвии.
Оборудование: церковные колокола.
6. Тема: «Презентация работы»» июль «Мир рядом»
Цель: формирование умений работы с документами.
1. Привести в систему документальные данные.
2. Показать значимость выполненной работы.
3. Воспитывать сопричастность к духовному культурному наследию.
Оборудование: фотоматериалы.
Все запланированные мероприятия направлены на формирование навыков краеведческой работы с проживающими от 18 и более лет. Составляется тематический перспективный план, помогающий педагогу, проживающим более гармонично сочетать серьезность содержания и занимательную деятельность. Используются такие формы и методы работы, как экскурсии, участие в исследовательской деятельности, практическое выполнение, сбор информации, краеведческая работа и др. Мероприятия приобретают форму сотрудничества, которая преимущественно и носит творческий характер. Эффективность такого сотрудничества во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между педагогом, проживающими, служителями русской православной церкви. По результатам работы готовится презентация перед другими проживающими.
9. Ожидаемые результаты:
• Частичное формирование элементов культурологической компетентности проживающих в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;
• Частичная интеграция личности проживающего в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование элементов исторического сознания;
• Частичная выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;
• воспитание глубинных чувств привязанности к культуре своей страны, своему народу, к своей земле.
Результаты деятельности будут способствовать формированию открытого воспитательного пространства – возникновению новых социокультурных проектов.
Встреча с паломницей К. И. Ермаковой
У проживающего. происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. У проживающего с ограниченными возможностями здоровья формируется система обобщенных знаний о явлениях духовной жизни. В результате, данный факт имеет большое значение для воспитания духовных начал у проживающих, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с общественными интересами. Социальная мотивация проживающих способствует повышению эффективности их познавательной деятельности.
10. Оценка результатов:
Оценка качества овладения умениями и навыками педагога будут оцениваться при помощи доли участия в практическо – исследовательской деятельности.
Оценка качества деятельности будет оцениваться администрацией социального учреждения, зам. директора по общим вопросам О. А. Лысковой при непосредственном изучении материалов проекта. Уровень взаимоотношений педагога с проживающими будет оцениваться – через организацию просмотр презентации, как итоговой работы.
Разработанная методика («сопереживания ситуаций» – «эмоционально – сердечное») легла в основу комплексно – тематического подхода. Проживающие получают возможность познать положительные примеры ценностного отношения к жизни. Например, использование темы: «Национально – региональный компонент»» предполагает знакомство с памятными местами сибирской земли, ее роли в Православии.
11. Дальнейшее развитие проекта
Социальное проектирование – новая воспитательно – реабилитационная модель, включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, нравственной культуры и механизмов сотрудничества с социальным окружением. Является наиболее эффективным способом развития социальной компетенции, активизации процесса планирования деятельности как метод социального проектирования – формирование проживающего, как субъекта социального действия. Поэтому так важен опыт участия проживающих в социальных проектах, акциях.
Для выполнения проекта проживающими необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с общественной жизнью. В его разработке проявляется умение координировать свои усилия с усилиями других людей. При исполнении конкретной работы по добыванию необходимых знаний появляется возможность решить комплекс социально – значимых проблем, присущих проживающим социального учреждения. Проектная деятельность в социальном интернате осуществляется в процессе организации общественно значимой социально приемлемой деятельности.
Проживающие должны знать:
место проживания: район, область, государство; местные достопримечательности;
православные традиции, обычаи (должны гордиться своим народом, его достижениями);
основные религиозные понятия, устройство православных храмов;
главные церковные праздники;
правила поведения в храме;
в доступной форме знать содержание заповедей Божиих.
Для педагогов переход на новый уровень отношений, практических умений, способности к моделированию станет единой системой комплексно – тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения проживающих в многообразный, многогранный и многоликий духовный мир с направленностью на формирование ценностного нравственно – духовного образа.
Следовательно, системность, преемственность и непрерывность в социально – реабилитационном процессе доказывает общую направленность на развитие возможностей, потребностей и качеств каждой личности проживающего на основе тесной взаимосвязи с другими видами воспитания.
Особенностью духовно – нравственного воспитания проживающих является обретение ими ценностно – ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в их ближайшем социальном окружении и обращение их к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально – сердечного) нравственного самоопределения, к самосознанию и нравственному поведению, основанным на доверии и любви к близким и окружающим людям.
12. Материально – техническое обеспечение проекта
№ Наименование Количество Цена Общая сумма (руб)
1. Транспортные услуги 40х3 240
2. Фотоуслуги 15 15х10 150
Всего: 390
Список литературы
1. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // В. С. Близнецова. – 2009. № 9. С. 33 – 40.
2. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] : Управление ДОУ. Научно – практический журнал // О. В. Виноградова. – 2009. № 1. С. 63 – 65.
3. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности учреждения [Текст ] : метод. пособие / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.
4. Крупин, В. Н. Святые царственные стратотерпцы. Царь Николай II и его семья [Текст] : пересказ / В. Н. Крупин. Минск: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – 160 с.
5. Микляева, Н. В. Инновации в учреждении [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева. М. : ООО «ТМ «АРГО - ГРАФИКС», 2010. – 17 с.
6. Школа дошкольных наук [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // М. С. Волкова. – 2010. № 9. С. 6 – 9.
7. Швец, В. П. История русской Православной церкви» на тему: «История становления Православия на территории Юрги. Храм Рождества Иоанна Предтечи: создание кафедрального собора, 1989 – 2012 годы» [Текст] : курсовая работа (выдержки) // В. П. Швец. Юрга, 2014. – 11 с.
8. Шевкунов, Т. Непознанный мир веры [Текст ] : метод. пособие / Авт. – составители М. Г. Жукова, М. Ю. Родионов, Л. Н. Иконникова, М. Ю. Мыскин. – М. : Изд-во Сретенский монастырь, 2012. – 423 с.
9. Интернетресурсы:
www.dosvozrast.ru
Использование проектного метода в организации работы по православию https://rusedu.ru //.
Азбука Православия
azbyka.ru
avarovo-hram.ru
www.vocerkovlenie.ru
ioann.ucoz.ua