Луиза Перминова
Проект мини-музея «Промыслы и ремёсла России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Мини-музея
«Промыслы и ремёсла России»
во второй младшей группы
Составила воспитатель:
Перминовой Л. Ш.
г. Балашиха
Проект мини-музея «Промыслы и ремёсла России»
Тип проекта : информационно-воспитательный.
Срок реализации: долгосрочный (3 месяца);
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Форма реализации: познавательная, коммуникативная, продуктивная, работа с родителями.
Публикация «Проект мини-музея „Промыслы и ремёсла России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях); развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Образовательная:
1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве - народные промыслы.
2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Городец, подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).
Развивающая:
1. Развивать речь, память, мышление.
2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.
Материалы:
-Гжель;
-Хохлома;
-Дымковская игрушка;
-Филимоновская игрушка;
-Жостовская роспись;
-Городецкая роспись;
-Русская матрёшка;
-Изделия из бересты и лыко;
-Кукла в русском народном костюме;
-Павловопосадский платок;
-Салфетки (вышитые, вязанные крючком);
-фигурки из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;
-наглядно-демонстрационный материал:
-Атлас «Промыслы и ремёсла России»;
-Альбомы: «Дымковская игрушка», «Полхов-майдан», «Сказочная гжель», «Хохлома», «Филимоновская свистулька», «Русский народный костюм»;
-Информационная папка «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»;
-Открытки «Жостовские подносы»;
-Раскраски-образцы по каждой росписи.
Выставка экспонатов в мини-музее :
-Дымковская игрушка: свистулька;
-Филимоновская игрушка: 2 свистульки, лошадка;
-Гжель: чашка с блюдцем,фигурки расписные (овечка, лошадка, козлик);
-Хохломская роспись: вазон, ложка, салфетница и солонка;
-Жостовская роспись: поднос, баночки;
-Матрёшки;
-Изделия из лазы: шкатулка, корзины;
-Кукла в русском народном костюме;
-Платки расписные;
-Салфетки вышитые и вязанные.
Перспективный план НОД
«Народные промыслы и ремёсла России» :
Виды совместной деятельности (НОД) :
1. Формирование целостной картины мира:
-Познавательное занятие: «Народные промыслы и ремёсла России»;
-Конструирование из дерев. конструктора «Русская изба. Хозяйский дворик»;
-Беседа:«Народные промыслы»;
-Рассматривание: альбомов и наглядно-демонстрационного материала;
-Просмотр слайдов.
2. Развитие речи:
-Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»;
-Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семёновские матрёшки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
-Загадки;
-Прослушивание аудио записей.
3. Социально-коммуникативное развитие:
-Сюжетно-ролевые игры: «Магазин промыслов»;
-Дид. игры: «Собери картинку»;
-Хороводные народные игры: «Гуси-Лебеди», «Каравай».
4. Физическое развитие:
-Утренняя гимнастика «Оздоровительная гимнастика» комплекс № 5;
-Гимнастика пробуждения «Забавные художники»;
-Физкультминутки: (Картотека)
-Пальчиковая гимнастика «Оладушки», «Фома»;
-Артикулляционная гимнастика «Грибок», «Фокус», «Дудочка»;
-Подвижные игры: «Ручеёк», «Посуда»;
5. Художественно – эстетическое развитие:
-Рисование: «Золотая хохлома»;
-Раскрашивание:«Жостовский букет», «Сказочные птицы»;
-Роспись: «Роспись досок, Городецкая роспись»;
-Лепка: «Дымковская игрушка-петушок»;
6. Взаимодействие с родителями:
-Информационная папка «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»;
-Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари.
Приложение:
1. Беседа «Народные промыслы»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Ход: Воспитатель подводит детей к музею, во время беседы с детьми показывает экспонаты мини-музея.
Воспитатель: -Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с нашим мини-музеем, называется он «Народные промыслы и ремёсла России». Мы собирали этот музей вместе с вашими родителями для того, чтобы вы могли поближе познакомиться и увидеть, как наши умельцы и мастера из России делают своими руками разные изделия.
-Гжель- старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее- Гжель. Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Местность, в которой производили гжельскую посуду, тоже стали называть Гжелью.
-Городецкая роспись - русский народный промысел зародившийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись выполнена в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В городецкой росписи часто используется образ коня, символизирующий богатство и образ птицы- символом счастья.
-Дымковская игрушка - русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
-Жостовская роспись - народный промысел, который зародился в деревне Жостово. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.
-Хохлома - это старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома- это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы и листья украшают эти изделия.
Подвижная игра: Хороводная игра «Гуси-Лебеди».
Рефлексия: спросить у детей, что им запомнилось из беседы.
2. Познавательное занятие «Народные промыслы России» :
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Ход занятия: На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные и самодельные) – Гжель, Городец, Хохлома, Дымково, Жостово.
Звучит яркая народная композиция (Комаринская, плясовая).
Воспитатель: -Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов и ремёсел России». Посмотрите, (снять платок) какие предметы народных умельцев лежат в этом чудесном подносе. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы, Жостово.
Воспитатель читает стихотворение:
-Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
История, особенности промысла Дымковская игрушка :
Воспитатель: Это Дымковская игрушка.
Воспитатель: -Посмотрите на слайд. (№1, на слайде – разные виды дымковской игрушки). Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают её мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).
История, особенности промысла Гжель :
Воспитатель:-Переходим к следующему экспонату. Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды гжели).
Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
История, особенности промысла Городец :
Воспитатель: -Переходим к следующему промыслу. Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды предметов городецких мастеров). Что же такое городецкая роспись? В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки, а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.
История, особенности промысла Хохлома.
Воспитатель: -Переходим к следующему экспонату. Что это?
Воспитатель: -Посмотрите на слайд. (№4, на слайде – разные виды хохломской посуды). Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Воспитатель: -Ребята, остался жостовский поднос. Посмотрите на слайд. (№5, на слайде – разные виды жостовсой росписи). Жостовская роспись появилась в деревне Жостово, Московской области. Она известна народным промыслом — изготовлением и росписью подносов из жести, по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.
Подвижная игра «Посуда» :
Вот стоит стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая – носик чайника)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки (приседания,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (покружиться,
Если стукнуть – разобьются (хлопок,
Вот серебряные ложки (наклоны, с поднятыми вверх руками,
Вот он, жостовский поднос (нарисовать круг руками,
Он посуду нам принёс.
Рефлексия: спросить у детей, что больше всего им понравилось из показанных слайдов, из промыслов.
3. Конструирование из деревяного конструктура «Русская изба и хозяйский дворик» :
Цели: углубить представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; научить собирать избу из бревён ; развивать координацию движений руки; воспитывать любовь и интерес к старине; познакомить детей с такими понятиями, как «подзор», «наличники».
Ход занятия: Дети садятся за столы.
Воспитатель с детьми вспоминают, в каких сказках они встречались с деревянными русскими избами.
- Издавно люди жили в рубленых избах - удивительных сооружениях наших предков. Русская изба - это замечательный памятник русской архитектуры. Строили избы большие, добротные, крепкие. Иногда в один этаж, чаще - в два, с просторным крыльцом. Стояла такая изба «лицом» к проезжей дороге, реке или озёру. Украшали избу затейливые узоры полотенец (вертикальная доска над коньком - верхним стыком двух скатов, подзоров (резная доска под скатами кровель на фронтальных поясах). Главным декоративным убранством были наличники (декоративное обрамление оконных проемов) и ставни.
Воспитатель с детьми рассматривают фотографии, иллюстрации, репродукции, на которых изображены русские избы, обращая внимание на их характерные особенности.
Предложить детям «срубить» бревенчатую избу с резными украшениями. Слушают воспитателя, рассматривают иллюстрацию избы. Делают избу и хозяйский дворик, используя детали из конструктора.
Подвижная игра: Хороводная народная игра «Каравай».
Рефлексия: Рассмотреть все работы. Отметить самые аккуратно выполненные работы.
4. Рисование на тему «Золотая хохлома» :
Цели: познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; учить рисованию волнистой линии, упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; развивать чувство цвета.
Ход занятия: Воспитатель: -Сегодня мы продолжим знакомиться с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Как вы думаете, что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… И стали другие мастера изготавливать «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т. е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
- А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать разные рисунки.). Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера, приступим к работе.
Подвижная игра «Продаём горшки».
Заключительная часть: выставка детских работ.
5. Раскрашивание «Жостовский букет» :
Цель: Учить расписывать подносы по мотивам жостовской росписи, размещать узор только в центре и по углам, по сторонам; закреплять знания цветов.
Ход занятия:
( музыкальное оформление: р. н. м. «Сударушка», обработка Ю. Слонова).
Воспитатель: Загадывает загадку детям:
-Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные.
Чёрные, жёлтые, красные
Удивительно прекрасные.
Ответы детей. (Жостовские подносы).
-Обратите внимание, какое разнообразие форм у подносов (Слайд 1). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Основа подносов чёрного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса. (Слайд 2) В основном изображают на подносах букеты, цветы. Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре). Какие цвета используют мастера? (Ответы детей).
-Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Свои подносы мы будем раскрашивать карандашами.
Воспитатель показывает детям несколько подносов с различными расположениями узора: только в центре, по углам, по сторонам. На одном в центре был нарисован красный мак, на другом по углам красовались ромашки. Предложить каждому выбрать один поднос для работы. (На картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы). Дети рисуют на бумажных тарелках.
Пальчиковая гимнастика «Цветок» :
Утром рано он закрыт,
(Кисти рук плотно сомкнуты, бутон)
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
(Кисти рук у запястья соединены,
а пальцы плавно расходятся в разные стороны,
напоминая раскрывшийся цветок)
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик,
(Пальцы сомкнуты,
образуя закрывшийся
цветок)
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
(Кисти рук возвращаются в исходное положение.
Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон).
Рефлексия: Воспитатель: Наши подносы готовы, и я предлагаю вам подарить их своим мамам.
6. Лепка «Дымковская игрушка-петушок»
Цели: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках лепки; побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства; вызывать желание и творческий интерес.
Материалы и оборудование: соленое тесто одного цвета, трафареты, стеки, вода, кисточки чесночница (пресс для чеснока) ; для оформления поделки: бусинки, горошек черного перца и пр.
Ход занятия:
Воспитатель: -Промысел зародился в далёком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских. Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание. Ребята, а теперь мы будем лепить игрушку-петушку.
Показ приё мов работы: разделить тесто на две неравные части; вылепить из большей части туловище: скатать столбик, согнуть дугой, сделать надрез для ног стекой; от меньшей части глины взять небольшой кусочек, вылепить шею и голову: скатать столбик, обозначить голову, вытянув клюв и гребешок; примазать шею с головой к туловищу. Самостоятельная работа. Заключительная часть: выставка детских работ.
Народная игра «Ручеёк»
7. Подвижная игра: Народная игра «Ручеёк».
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Правила игры: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять вверх таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
8. Работа с родителями:
Цель: помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея; активно интересоваться деятельностью ребёнка в группе; помочь детям разучивать стихи.
-Информационная папка:
«Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества. Всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой. Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - посев, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения. История не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Своё мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников.
Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.
Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.
Дымковские игрушки:
Филимоновские игрушки:
Каргопольские игрушки:
«Гжель» :
«Золотая хохлома» :
«Весёлый городец» :