Аникеева Нина Анатольевна
Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мини-музея камня»
«В гостях у Хозяйки медной горы»
Актуальность выбранной темы.
Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных и патриотических чувств у ребенка. У детей формируется чувство гордости за свою страну, воспитывается бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.
Публикация «Проект мини-музея камня „В гостях у Хозяйки медной горы“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Мини-музеи, коллекции
- Камни. Проекты для детей
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Тип проекта.
Игровое- информационно–исследовательское.
Цель проекта.
Познакомить детей с разнообразием камней в природе, через игровую, экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.
Задачи реализуемые в проекте
Обучающие:
Изучить камни, которые нас окружают.
Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории, легенды связанные с камнями, как они появились на Земле, их пользе для людей).
Формировать умение обследовать камни, называть их свойства и особенности.
Учить классифицировать камни по их отличительным признакам.
Собрать коллекцию камней на улицах города и дома.
Воспитательные:
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытной деятельности с ними.
Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.
Воспитывать бережное отношение к камням и сделанными из них предметам искусства.
Воспитывать нравственно- патриотические чувства к родному краю.
Новизна:
Появилась новая наука –литотерапия, когда вместо лекарств человек прибегает к помощи камней и минералов. Выяснилось что камни еще, кроме непосредственного лечебного воздействия на человека оказывают терапевтическое влияние: психика человека воспринимает цвет камня, который обладает определенными свойствами и оказывает оздоравливающее действие на организм в целом.
Участники:
Дети 6-7 лет, воспитатели группы, родители детей.
Сроки реализации:
2019 -2020 учебный год.
План достижения цели
Игровая деятельность:
• Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
• Отыщи такой же камень
• Узнай на ощупь
• Каменная мозаика
• Бусы для Хозяйки медной горы
• Настольно-печатные игры:
• Пазлы «Портрет Хозяйки медной горы»
• «Что из чего сделано»
• Сюжетно-ролевая игры:
• Геолог
• В гостях у гномов
• В ювелирной лавке
• Шахтеры
• Подвижные игры:
• Камень-беги
• Найди камень
Социальное развитие:
• Создание мини музея в группе «В гостях у Хозяйки медной горы» с помощью родителей, детей и педагогов детского сада.
• Тематические занятия по ознакомлению детей с миром камней.
• Показ презентаций на тему камней.
• Оформление альбомов
• Драгоценные и поделочные камни
• Как подобрать для себя камень-самоцвет.
• Подарок для мамы (мы ювелиры)
• Профессия геолог
• Дом для поросят
• Оформление коллекций камней «В мире прекрасного»
Рассматривание изделий из полудрагоценных камней
Статуэтки, украшения, картины, мини-скульптуры
Встреча с интересными людьми: рассказ медсестры детского сада
«как нам камни помогут если мы заболели».
Речь и речевое развитие:
• Составление детьми творческих рассказов
• Если б я был камнем
• Словесное описание ребенком спрятанного им камня.
• Угадай, какой я камень спрятал?
• Создание альбома
• Стихи и загадки о камнях
Исследовательская деятельность:
• Опыты с камнями
• Янтарь сравнение с канифолью.
• Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету)
• Рассматривание камней через лупу
• Вода и камень (как вода разрушает камни)
• Ознакомление детей с образованием и разрушением камней, гор, вулканов путем моделирования.
• Ящик ощущений
Математика:
• Закрепление понятий о геометрических формах:
• Какой формы камень
• Обучение навыкам счета:
• Сосчитай камешки
• Сколько тут камешков
Здоровье и физическое развитие:
• Хождение по каменной и соляной дорожке
• Полоскание горла и промывание носовые пазухи раствором соли (дома совместно с родителями)
• Физминутки
Художественная литература:
• Пословицы и поговорки о камнях
• Чтение сказов Бажова П. П.
«Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер»,
«Серебряное копытце»
• Чтение сказки Рыжова И. Н.
«О чем шептались камешки?»
• Чтение сказка Волкова
«Волшебник изумрудного города»
• Чтение стихов о камнях
• Загадки про камни и минералы
• Сказки «Три поросенка», «Беляночка и Розочка», «Янтарный замок»
Эстетическое развитие:
• Раскрашивание сюжета на камнях
• Составление панно и коллажа из камней.
• Рисование мелками на асфальте
Театральная деятельность:
• Настольный театр
• Инсценировка отрывка сказа П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»
• «Три поросенка»
Конструирование:
• Плоскостное моделирование-составление сюжетов из камешков.
• Сооружение построек из камней
• Дворец из камней
• Каменные замки
• Каменный цветок
Видеофильмы:
• Малахитовая шкатулка
• Каменный цветок
• Серебряное копытце
• В гостях у гномов
• Беляночка и Розочка
• Три поросенка
• Волшебник изумрудного города
• Янтарный замок
• Травяная западенка
Результат проекта дети - знают :
• Из чего состоит почва
• Какими полезными ископаемыми богата Россия
• Знают название камней и их польза для людей
• Что такое литоротерапия
• Проявляют познавательные способности
• С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности
• Совершенствуют мелкую моторику рук
Подведение итогов:
• «Камни - это интересно».
• Оформление музея камней
• Оформление горы самоцветов
• Оформление альбомов
Литература:
• А. Е. Ферсман «Рассказы о самоцветах»
• В. Л. Зверев «Каменная радуга»
• Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»
• Аркадий Кленов «Малышам о минералах»
• Журналы «Юный натуралист»№1-2004 стр. 37 (янтарный плен)
• «Обруч» №4 2001
• «Минералы»
• Ресурсы интернета.
• Художественная литература – сказки, поговорки, стихи, рассказы.
Мини музей «В гостях у Хозяйки медной горы»
Коллекция разноцветных камней.
Игры детей с камешками