Анна Лобанова
Проект «Мини-музей «Деревянная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЖУРАВУШКА» г. ОХИ
(МБДОУ детский сад № 7 «Журавушка» г. Охи)
ПроектТема: «Деревянная игрушка»Вид проекта: познавательный.
Возраст детей: 1 младшая группа.
Вид проекта: долгосрочный 01.10.2022г. – 31.05. 2023г.
Составила: воспитатель Лобанова А. И.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
№ Содержание Страницы
1
Паспорт проекта
• Содержание
• Паспортные данные мини - музея
Темочки:
- Игрушки. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
• Аспекты музейной деятельности
• План работы по созданию мини-музея
• Характеристика мини-музея 2
2. Этапы и основные направления реализации проекта
• Тематический план занятий в мини - музее
• Перспектива развития мини-музея 12
Список литературы 14
Приложение 15
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея:
мини-музей «Деревянная игрушка»
Вид проекта: познавательный
Целью создания мини-музея является выявление, формирование и развитие познавательного интереса детей к изделиям из дерева (игрушки, игрушки-забавы, всевозможные музыкальные инструменты, дидактические и развивающие игры, приобщение к народному творчеству. Вместе с тем, помощь воспитателю в образовательном процессе детей: ознакомлении малышей с деревянной игрушкой, историей её появления и материалом для изготовления; воспитании интереса к игрушке, развитие любознательности; активизации совместной деятельности родителей и детей.
Кроме того, целью создания мини-музея является обогащение развивающей среды группы детского образовательного учреждения.
Задачи: мини - музея
Способствовать:
- активной игровой деятельности ребенка;
- познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой;
-социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире;
- художественно - эстетическому развитию;
Развивать мелкую и крупную моторики, сенсорное восприятие, привлечение внимания родителей к музеям.
Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.
В основу решения этих задач положены следующие основные принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:
- интеграция (объединение музейных экспонатов по направлениям);
- деятельность (предоставление возможности для ребенка реализовать разные виды деятельности, в том числе: игры с игрушками);
- культуросообразность (приобщение малышей к народному творчеству);
- гуманизация (создание условий для всестороннего развития ребенка – поддержание инициативности и творческой деятельности в процессе образования детей на основе условия создания новых отношений в системе «ребенок-педагог» и переходу к диалоговой форме обучения);
- разнообразия (обеспечение разнообразия экспонатов музея с учетом дальнейшего развития мини-музея с перспективой его пополнения экспонатами.
- экологичность (экологическая безопасность экспонатов музея в отношении влияния на здоровье детей);
- безопасность (мини-музей не создает угрозы здоровью и безопасности малышам, дети свободно достают до любого уголка музея);
- непрерывность (музей – часть образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок);
- партнёрство (музей является результатом сотрудничества взрослых (воспитателей, родителей и детей).
Структура управления мини-музеем
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений у детей о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая (совместная работа воспитателей и детей, направленная на решение познавательных задач в игре и в процессе ознакомления с музейными экспонатами);
- научная (передача знаний, умений, навыков и опыта педагога детям в процессе образовательной деятельности);
- экспозиционная (оформление музея, используя особые подходы (используя художественные и технические средства) для отражения темы, предметов-экспонатов);
- познавательная (познание окружающего мира, в частности ознакомление с изделиями из дерева).
Особенности мини-музея в детском саду:
– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Правила поведения в музее.
1. В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
2. Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
5. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.
1. Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
4. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Педагогические функции музея:
Образовательные:развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
b]Развивающие:
[/b]активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
обогащение словарного запаса;
Воспитательные:формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
Просветительские:формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
Оформление мини-музея:Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты.
Также представлены: детская литература, подборки картинок о деревянной игрушке; подборка дидактических игр на тему «Деревянная игрушка» такие как: «Узнай что звучит?», «Найди чем отличаются», «Узнай по части»; а также консультация для родителей «Возможности использования деревянной игрушки для развития творческих способностей детей».
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Деревянная игрушка»
Подготовительный этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. Проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду»; Сентябрь
2. Проведение бесед о создании музея в группе с родителями Сентябрь
3 Информационный блок
(наглядная информация)
Оформление информации о проведении проекта:
на стендах в группе. Сентябрь
В течение года
4 Создание картотеки музея для посещения родителей с детьми Сентябрь
5. Совместные экскурсии родителей и детей в музеи; Сентябрь
рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми; Сентябрь
6. Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения; Сентябрь
Практический этап (или этап реализации проекта)
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. создание мини-музея в группе; Сентябрь - октябрь
2. сбор экспонатов для музея; Сентябрь - октябрь
3. разработка экскурсий.
Октябрь- ноябрь
4. Пополнение музея экспонатами В течение года Родители, дети, воспитатели
Внедренческий этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1. открытие мини-музея в группах; Октябрь
2. экскурсия в мини-музеи по группам; В течение года
3. приглашение гостей, родителей; В течение года
4. разработка различных видов экскурсий для музея; В течение года
5. проведение образовательной деятельности в мини-музее. В течение года
6. оформление мини – музея: альбома; презентации; паспорта; картотеки экспонатов Сентябрь - май
Разделы мини-музея, особенности использования
1. Развивающие игры.
1.1 Развитие речи (ввод в лексикон новых для детей слов – название экспонатов музея);
1.2 Основы приобщения к художественно-эстетическому вкусу (ознакомление с народной игрушкой);
1.3 Развитие мелкой моторики (игры: лабиринты, шнуровки, молоточки, ведрышки и др.);
1.4 Развитие элементарных математических представлений: цвета, формы, величины, количества (пирамидки, вкладыши);
1.5 Развитие сенсорного воспитания;
2. Народная игрушка.
1. Матрешки (Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская, Вятская, Семеновская, Загорская и др.)
3. Музыкальныеигрушки.
1. Погремушки (маракас, колотушка, погремушка);
«Библиотека»Здесь собрана литература об истории возникновения деревянной игрушки, технологиях ее изготовления, а также литература для малышей: загадки, стихи и произведения о деревянной игрушке и изделиях, которые могут быть использованы непосредственно как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей и родителей.
«Игротека»Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№ Тема цикла занятий Образовательная область Цель занятия месяц
1. Мини музей деревянная игрушка Познание, коммуникация Формировать представления о музее, учить правильному поведению и обращению с экспонатами музея, узнавать и называть игрушки сентябрь
2. Знакомство с народной игрушкой Познание, коммуникация, художественное творчество, приобщение к народному творчеству Закреплять представления о народной игрушке путем раскрашивания предметов, рисование отдельных элементов октябрь
3. Музыкальные деревянные игрушки Познание, коммуникация, приобщение к народному творчеству, развитие музыкальных способностей Продолжать давать представления о деревянной музыкальной игрушке, развивать музыкальный слух, чувство ритма ноябрь
4. Развивающие игры Конструирование, познание, социализация Развитие творческого начала, учить применять различные деревянные предметы в игре ноябрь
5. Рассматривание сюжетных картинок с изображением деревянных игрушек (на определенную тему) Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему Формировать логическое мышление с помощью загадок, дать представление о понятии «деревянная игрушка». декабрь
6. Коллективная работа - конструирование Коммуникация, социализация, творческое развитие Продолжать совершенствовать умение работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе Декабрь, январь
7. Значение деревянной игрушки в развитии детей Коммуникация Показать роль деревянной игрушки в жизни человека, закреплять в речи детей разновидности деревянных игрушек, закреплять разное использование предметов февраль
8. Знакомство с матрешкой
Познание
коммуникация Знакомить детей с матрешкой и её функциями и разновидностями, употреблять в речи слова: большая/маленькая, мног/мало (одна). март
9. Лепка
Погримушка Художественное творчество Развивать мелкую моторику рук. март
10 Выставка рисунков по теме
«Раскрась матрешку» Художественное творчество Закрепление навыков работы в изодеятельности апрель
10. Итоговая выставка Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год май
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки).
– Проведение экскурсий для других групп детского сада на базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Список литературы
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 89 с.
2. Игрушка в жизни ребенка/ под ред. Коссаковской Е. А. – М. : Просвещение, 2000. – 357 с.
3. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6. М. : Плитиздат, 1980. – 596 с.
4. Макарова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1993 г.
5. Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб. : Тип. А. Траншеля, 1871. 690 с.
6. Мухина В. С. Игрушка как средства психического развития ребенка// Вопросы психологии, 1988, №2. – 435с.
7. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1996
8. Первушина О. М. Столбова В. Г. природа и творчество. Русская матрёшка. М. : Мозаика, 2002. – 534 с.
9. Рабинович Е. Г. «Богиня-Мать» в «мифы народов мира», энциклопедия, «Советская энциклопедия», М., 1991, Т. 1, 688 с.
10. Русская игрушка: Советская Россия, М. : Наука, 2005. – 528 с.
11. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.
12. Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная кульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Богородская_резьба
14. http://www.bogorodskoe.ru/hist.htm
15. http://www.bogorodskoe.ru/hist.htm
16. http://www.bus-turs.ru/
17. http://www.rustoys.ru/zakroma/bogorodskaya_toy.htm