Алла Быченко
Проект «Метеплощадка «Ветрячок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Развивать познавательную активность и любознательность;
• Учить умению последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
• Обратить внимание детей на закономерную последовательностьроста и развития всего живого, зависимость состояния живых существ от меняющихся факторов внешней среды;
• Привлечь внимание детей в установлении взаимосвязи между явлениями живой и неживой природой;
• Формировать у детей дошкольного возраста представления о значении погоды в жизни человека;
Публикация «Проект „Метеплощадка „Ветрячок“» размещена в разделах
• Познакомить с профессией гидрометеоролога; приборами: компасом, термометром, барометром, снегомером, солнечными часами, флюгером, звездными часами, прибором для ловли насекомых;
• Познание природы, выработка гуманного отношения к ней, осознано правильного поведения в природной среде;
• Расширение словарного запаса;
• Воспитание бережного отношение ко всему на Земле, любви к природе;
• Воспитание навыков применения знаний на практике.
Предполагаемый результат:
Создание метеоплощадки.
Умение снимать показания, составлять самостоятельно прогноз погоды.
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Ребенок знает о смене времен года, но самостоятельно не всегда может увидеть эту перемену. Для решения этих проблем мы ищем новые средства экологического воспитании, которые помогают в обучении основ экологии. Для определения представлений у детей значение погоды в жизни человека, животных и растений, была создана проектная деятельность, которая заинтересовала детей, привлекла своей новизной.
Современные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является генетической ступенью, когда закладываются основы последующего умственного развития. Для ребенка всегда интересна была природа. Чтобы активизировать работу детей в процессе наблюдения за явлениями природы и поддержать интерес, была оборудована метеоплощадка.
При создании площадки мы учли следующие правила:
Площадка должна быть оборудована на открытом участке, где обеспечен свободный подход к оборудованию.
Рядом не должно быть деревьев и построек.
Приборы должны быть безопасными для самостоятельной работы детей.
Проект «Метеоплощадка» состоит из трех подпроектов :
• «Земля. Наши первые открытия»;
• «Приборы – помощники»;
• «Метеоплощадка «Ветрячок».
Чтобы дети видели явления природы, заинтересовать детей педагог должен сам и иметь достаточные знания, владеть разнообразными технологиями.
Очень важно, что деятельность юных метеорологов оказывается нужна взрослым и детям. Дети по результатам своих наблюдений советуют, как лучше одеться на прогулку, можно ли высаживать растения в открытый грунт. (это зависит от того, какая температура почвы). Погоду можно предсказывать по шишкам на деревьях. При приближении дождя чешуйки на деревьях сжимаются (а если и сосны спускают ветки)
Нашу работу мы разделили на этапы:
1. Оборудование на метеоплощадке дождемер (малышок, среднемер) для определения осадков;
2. Изготовление анемометра, барометра, компаса
3. Изготовление метеобудки на участке для хранения термометров для воздуха и воды;
4. Изготовление прибора, который с помощью облаков подскажет откуда дует ветер. На участке должно быть несколько «Ветрячков», флюгер. Но наиболее тяжел в обращении АНЕМОМЕТР – прибор для определения скорости ветра. Воспитатель снимает показания, а подсчеты делаются совместно с детьми (у анемометра круглая шкала в виде циферблата). Анемометр сложен для детей дошкольного возраста, поэтому его можно заменить более простым визуальным измерением. Если лопасти крутятся быстро, значит, скорость ветра большая.
5. Приобретение компаса, который помогает определить части света. В процессе обучения воспитатель с детьми определяет что такое компас и для чего он нужен, рассказывает, что стороны света – восток и запад – можно условно определить по солнцу (оно встает на востоке и уходит на запад).
6. Изготовление на площадке механизма : «Откуда дует ветер». У нас в городе очень часто в течение дня меняется направление ветра. От чего погода бывает теплой и холодной. Дети отвечают, что этому виновник холодный, либо теплый ветер. Если он холодный, то с какой частим света он дует? Определить это можно только с помощью флюгера и компаса. Педагог помогает детям прийти к заключению, что не только от ветра зависит погода.
7. Высадка растений-синоптиков для определения погоды. К ним можно отнести мать-и-мачеху, фиалку, календула, роза, клевер.
8. Знакомство с профессией гидрометеоролога, который изучает и предсказывает погоду. Детям необходимо знать значение данной профессии, а в детском саду таких специалистов нет, поэтому некому подсказать, когда лучше высаживать растения на огороде и палисаднике детского сада. Этим увлекательным и полезным, нужным трудом в детском саду занимаются сами дети.
9. Изготовление и знакомство детей с различными приборами-помощниками, к которым относят термометр для определения температуры воздуха и термометр для измерения воды. Для этого дети измеряют ее в водоеме. Третий вид термометра предназначен для измерения температуры почвы (в холодной почве растения погибают).
10. Изготовление БАРОМЕТРА, с помощью которого определяют атмосферное давление. Чем выше давление, тем меньше вероятность осадков. Дети старшего возраста самостоятельно определяют, на какое деление направлена стрелка и будет ли дождь.
11. Приобретение или изготовление солнечных часов, по которым определяют время по солнцу. Солнечные часы- это полезное пособие для детей, интересующихся тем, как определить поясное время, широту и долготу на земном шаре.
Значение проекта :
Что такое погода? К объектам и явлениям неживой природы входят следующие показания:
Показания температуры воздуха (холодно, тепло или жарко);
Влажность воздуха (осадки);
Состояние неба и солнца;
Сила и направление ветра (слабый или легкий, умеренный и сильный);
Наличие осадков (дождь, снег, град).
Результат:
Знания, которые дети получают не по книжным иллюстрациям, а в процессе наблюдений и исследований, ежедневной работе – наиболее глубокие. Работа в метеолаборатории строится как самостоятельное направление и любознательность детей во многом зависит от того, как воспитатель преподносит материал, как научит обращаться с приборами требующими внимание, усидчивость, а так же серьезного отношения к исследовательчской работе.