Светлана Мирошниченко
Проект «Метеостанция в нашем ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 села Солёного
муниципального образования Мостовский район
Проект
«Метеостанция в нашем ДОУ»
Составила воспитатель:
Мирошниченко С. А.
2020г.
Введение
Публикация «Проект „Метеостанция в нашем ДОУ“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы, становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Актуальность проекта :
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?
Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно - пространственная среда (группы, участка, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке, должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Проблема:
У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта :
Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с назначением метеорологической станции;
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- формировать представления о четырех частях света.
Вид проекта :
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект :
Старшая, подготовительная к школе группа.
Продолжительность проекта :
Июль 2020г. - декабрь 2020г.
Этапы проекта :
Подготовительный:
-обозначение цели проекта;
-постановка задачи данного проекта;
-определение сроков проведения проекта;
-составление плана работы над проектом.
Основной:
-изготовление приборов – помощников;
-работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
Заключительный:
-подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
-развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;
-иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
-знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту :
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
9. Работа с родителями
Содержание проекта :
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ветряной рукав, солнечные часы).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью,
- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
Перспективный план работы над проектом
Что такое метеостанция? Познакомить с метеостанция и её оборудованием. Презентация.
Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»
Народные приметы: знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду; беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря»
Загадки планеты Земля
Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие
Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Экскурсия в парк
Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада
Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на метеоплощадке
Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие на метеоплощадке
Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на метеоплощадке
Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы. Занятие на метеоплощадке
Мы – юные метеорологи. Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений
Работа на метеоплощадке. Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений
Работа с родителями
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»
Цели:
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза
погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Цели:
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции :
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Осадкомер (дождемер) – служит для измерения количества осадков.
Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в
любое время года.
Реализация проекта.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Затем мы посмотрели презентацию «Народные приметы о погоде».
С помощью родителей были созданы своими руками метеоприборы.