Елена Чучва
Проект «Математическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
П/н Раздел Содержание
1. Направленность проекта Формирование количественных представлений до-школьников.
2. Тема Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста
3. Автор Чучва Е. А. Воспитатель.
Публикация «Проект „Математическая тропа“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
4. База проекта МДОБУ «Тарасовский детский сад» средняя группа (4-5 лет) (20 человек). Промышленновского района, Кемеровской области.
5. Сроки Краткосрочный (05.02.2019 г. – 26.05.2019 г.).
6. Тип проекта Учебно-воспитательный
7. Аннотация Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 3 месяцев
8. Ресурсы Нормативно– правовая база:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Об утверждении федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
Методическая база.
Диагностические методики:
- методика педагогической диагностики, разработанные Л. Ф. Фатиховой;
- методика 1. Умение соотносить число и коли-чество, оперировать цифрами;
- методика 2. Умение осуществлять порядковый счет в пределах 5;
- методика 3. Умение устанавливать равенство–неравенство совокупностей путем их сравнения;
- методика 4. Изучения сформированности умения преобразовывать совокупности (на 1 меньше и на 1 больше;
- методика 5. Изучения сформированности умения производить прямой и порядковый счет;
- методика 6. Изучения сформированности умения раскладывать числа (состав числа).
- Кадровое обеспечение:
- педагоги-воспитатели;
- методист детского сада;
Технические и материальные ресурсы :
- наглядные материалы;
- дидактических игр и упражнений, сказочных ситуаций, развлечения по формированию количественных представлений.
19. Цель Создание благоприятных педагогических условий для формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности.
10. Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.
2. Разработать план реализации проекта по эта-пам.
3. Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.
4. Представить возможные риски при использо-вании комплекса мероприятий и пути их минимиза-ции.
5. Выявить уровень развития речи у детей среднего дошкольного возраста в данном ДОУ;
6. Разработать программу работы по формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста;
7. Выявить уровень сформированности количественных представлений детей среднего дошкольного возраста результат реализации проекта на основе использования: методик, наблюдений.
8. Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.
12. Предполагаемый результат 1. Созданы благоприятные педагогические условия для формирования у детей количественных представлений;
2. Выявлен уровень сформированности количе-ственных представлений у детей среднего дошкольного возраста;
3. Сформулированы критерии и показатели ре-зультативности, риски.
14.
Оригинальность
• Данный проект содержит комплекс диагностических методик, который позволяет оценить умения по разделу «Количество и счет» дошкольников в нескольких аспектах, а также, исходя из направлений диагностики, определяет программу работы педагогов по формированию количественных представлений детей.
Пояснительная записка
В настоящее время дошкольное математическое образование рассматривается как действенное средство интеллектуального развития ребенка, расширяющее возможности успешной адаптации детей к современному обществу.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обладание ребенком представлениями о математике, естествознании, начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, – возможные достижения, относящиеся к целевым ориентирам дошкольного образования.
Представления о количестве являются основой для дальнейшего математического развития ребенка. Выступая объектом интенсивного формирования в дошкольном образовательном учреждении. Между тем, именно представления о количестве являются одним из важных показателей умственного развития ребенка, его способности усваивать информацию, требующую активной мыслительной деятельности.
Формирование у дошкольников количественных представлений и навыков счета является важнейшей частью подготовки детей к школе.
В настоящее время значительно возросли требования к математическому развитию детей дошкольного возраста, поэтому развитие у них количественных представлений становится актуальной проблемой в современном обществе.
Для того чтобы деятельность дошкольной образовательной организации с детьми среднего возраста давала результаты в образовательной области «Познавательное развитие», необходимо, на наш взгляд, использовать проект «Математическая тропа».
В то же время выявлено противоречие между возрастающей значимо-стью формирования количественных представлений детей среднего дошколь-ного возраста и недостаточностью практического обоснования данного про-цесса, начиная с дошкольного возраста.
.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследова-ния: каковы педагогические условия формирования количественных представлений детей среднего дошкольного возраста.
План реализации проекта
Этапы Содержание
1 этап Диагностический
Цель: выявление уровня сформированности количественных пред-ставлений детей среднего дошкольного возраста.
Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор методик для диагностики количественных представлений детей среднего дошкольного возраста.
2 этап Основной
Цель: формирование количественных представлений в благоприятных педагогических условиях.
На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.
3 этап Контрольно-оценочный
Цель: Определение результатов проекта.
Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика уровня сформированности количественных представлений детей среднего дошкольного возраста, оформление продукта проекта.
Этапы реализации проекта
Этап Содержание
1 этап Задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
2. Выбрать инструментарий диагностики.
3. Использовать диагностические методики (исследовать исход-ный уровень количественных представлений детей средней группы «Ручеек») : методики, наблюдение.
4. Обработать полученные результаты.
Используемые методики:
Цель: выявить уровень сформированности количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
1. Методика 1. Умение соотносить число и количество, опериро-вать цифрами;
2. Методика 2. Умение осуществлять порядковый счет в пределах 5;
3. Методика 3. Умение устанавливать равенство–неравенство совокупностей путем их сравнения;
4. Методика 4. Изучения сформированности умения преобразо-вывать совокупности (на 1 меньше и на 1 больше;
5. Методика 5. Изучения сформированности умения производить прямой и порядковый счет;
6. Методика 6. Изучения сформированности умения расклады-вать числа (состав числа).
Показатели результативности:
• подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта;
• выявлен уровень формирования количественных представле-ний на начальном этапе реализации проекта;
• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.
2 этап Основной
Задачи:
1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию количественных представлений.
2. Провести завершающее мероприятие.
Шаги реализации.
Организация дидактических игр и упражнений:
- Игровое упражнение «Отсчитай столько же»;
- Дидактическая игра для детей «Математический поезд»;
- Дидактическая игра «Кто ушел»;
- Игровое упражнение «Составь число правильно;
- «Считаем дальше» .
Сказочные ситуации в процессе формирования количественных представлений детей среднего дошкольного возраста:
- Сказки: «Теремок», «Колобок» и «Репка», Сказка «Три медведя»;
- чтение модифицированной сказки «Волшебный город».
Развлечения в процессе формирования количественных представле-ний детей среднего дошкольного возраста:
- математические развлечение КВН «Путешествие по сказкам».
Показатели результативности:
• разработан план мероприятий, способствующих формированию математических представлений дошкольников;
• проведен комплекс мероприятий по формированию количест-венных представлений;
• получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий.
3 этап Задачи:
1. Выбрать инструментарий диагностики.
2. Использовать диагностические методики.
3. Обработать полученные результаты.
4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.
5. Составить отчет о проделанной работе.
Используемые методики:
1. Методика 1. Умение соотносить число и количество, оперировать цифрами;
2. Методика 2. Умение осуществлять порядковый счет в пределах 5;
3. Методика 3. Умение устанавливать равенство–неравенство сово-купностей путем их сравнения;
4. Методика 4. Изучения сформированности умения преобразовы-вать совокупности (на 1 меньше и на 1 больше;
5. Методика 5. Изучения сформированности умения производить прямой и порядковый счет;
6. Методика 6. Изучения сформированности умения раскладывать числа (состав числа).
Показатели результативности:
• повышение уровня сформированности количественных представлений;
• составлены рекомендации для дальнейшего развития количест-венных представлений дошкольников;
• составлен отчет о проделанной работе.
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски Минимизация
Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми.
Риск 3: недостаточная разработан-ность проекта Разработку проекта осуществлять со-вместно со вторым воспитателем, го-товым в любой момент прийти на по-мощь.
Критерии и показатели результативности
Критерии Показатели
Познавательный - Развитие интереса детей к математическим занятиям.
Эмоционально-
волевой - эмпатия и желание помочь другому;
- Умение уважительно относиться к окружающим лю-дям.
- Умение принимать и оказывать помощь.
Деятельностный - умение работать в группе.
Продукт проекта
1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию я математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2. План мероприятий, способствующих развитию количественных представлений.
Прогноз и перспектива
Проект «Математическая тропа» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема математического развития всегда остается актуальной.
А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, мо-гут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а так же применяться не только воспитателями.