Карлышева Ольга Александровна
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию проект «Маленькими ручками – целый мир!»
Слайд 2
Рисование является одним из любимых видов деятельности дошкольников. Яркие краски дают приятные ощущения. Использование изодеятельности способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Работая, заметили, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.
Публикация «Проект „Маленькими ручками — целый мир“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Слайд 3
У детей младшего дошкольного возраста еще не совсем сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Поэтому, наряду с традиционными способами и приемами можно использовать нетрадиционные техники рисования, для создания нового, оригинального образа. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Включение в работу с детьми младшего возраста нетрадиционных техник позволяет стимулировать познавательный интерес (ребенок использует предметы, которые окружают малыша каждый день, их можно использовать по-иному – вместо кисточки листочки, травинки, кубики). Происходит развитие наглядно-образного, мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние речи ребенка.
Слайд 4
Проект : долгосрочный
Вид проекта : познавательный, творческий
Продолжительность проекта : с октября по май
Участники проекта : дети, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: 3-4 лет
Слайд 5
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор и телефон. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Слайд 6
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Слайд 7
Методы реализации проекта, используемые в работе с детьми младшего возраста - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работ, совет, наглядные (наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, практические (проговаривание последовательности работы, игровые (создание игровой ситуации, сюрпризный момент, дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие сенсорных способностей.
Слайд 8
Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:
-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;
-Использование различных форм организации
- Наличие оборудования и материалов
Слайд 9
Свою проектную деятельность я разделила на 3 этапа – подготовительный, основной и заключительный.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
- изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала; кружковая работа «Волшебные пальчики» (сотавление плана работы)
- разработка содержания проекта : «Нетрадиционные способы рисования для малышей»;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап – основной:
- создание условий, способствующих стимулированию развития речи и творческих способностей детей младшей группы.
- формирование навыков художественной деятельности детей, организация совместной деятельности воспитателя и детей.
Слайд 10
3 этап – завершающий:
-презентация проекта
-подведение итогов реализации проекта «Маленькими ручками - целый мир»
-Итоговое занятие
-Анкетирование родителей
Слайд 11
Для того, чтобы добиться предполагаемого результата нами была проделана следующая работа
Я подобрала доступные этому возрасту нетрадиционные техники рисования: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами (рисование ватными палочками, оттиск печатками, уголком кулька, рисование коктейльной трубочкой, а так же ввела работы по штриховке по Колдиной.
Слайд 12
Первая тема занятия с использованием нетрадиционной техники была «Ягодки для мишки». Во время начала рисования в поведении малышей присутствовала тревога, боязнь, что ничего не получится. Но после того, как пальчик опустился в краску, а потом на лист бумаги, в глазах появились искорки. Рисование пальчиком - самая простая техника, но сколько восторга в глазах малышей!
Слайд 13
Не меньше радости было на лицах детей во время рисования тюльпанов для мамочки ладошками. С каким удовольствием они мазюкали ладошку краской!
С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками.
Слайд 14
Каждая из этих техник – это маленькая игра.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Используем любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провели для родителей консультации и беседы, занятия, выставки детских работ, что позволяло детям и родителям увидеть и порадоваться результатам творчества. На будущее в плане продолжение своей работы с детьми в семье, я готовлю провести мастер классы для родителей.
Слайд 15
Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (ватные палочки, печатки с изображением животных, штампы из картофеля, поролон, пробки, и т. д.). В подготовке проекта очень помогали родители! Дома старались закреплять пройденный материал. Помогали нам приобрести для занятий штамповки, липучки для изготовления игр.
Предполагаемый результат:
Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
Овладение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник, активное участие родителей в совместных творческих мероприятиях.
Слайд 16
Проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей", «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка», «Развитие речи на занятиях по ИЗО»
Собрана картотека нетрадиционных техник рисования с детьми
Слайд 17
Изготовлены лепбуки «Нетрадиционные методы рисования», «Юный художник»
Слайд 18
Своими рукаими создали дидактические игры «Пластилиновые заплатки», «Смешай цвета», «Подбери цвета изображенные на картинке», «Пластилиновые заплатки»
Собрали картотеку «Нетрадиционные техники рисования»
Картотека «Загадок о цвете», «О цвете в стихах»
Картотека занятий по нетрадиционному рисованию для младшей группы
Принимали участие в конкурсах, есть призовые места
Слайд 19
Приобрели штамповки для занятий
Провели анкетирование родителей по выявления у детей интереса к нетрадиционной технике рисования
Открытый показ занятия на тему космос с применением нетрадиционных методов рисования «Путешествие в космос»
Слайд 20
Для занятий
Использовали пальчиковые игры, словесные игры включали упражнения с карандашами для пальчиков: катали, массировали подушечки пальцев.
Слайд 21
Проводили су-джок терапию массажными мячиками.
Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений пальчиков, разработки мышц. Игольчатая поверхность мячика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Данный мячик улучшает капиллярный кровоток, сокращает венозный застой, повышает кожно-мышечный тонус. Округленные массажные шипы на поверхности воздействуют на биологически активные зоны конечностей, влияют на общее состояние организма. Массажный мячик оказывает положительное влияние на развитие малыша. Забавная упругая игрушка развивает сенсорную среду, стимулируя психомоторное развитие ребенка.
Слайд 22
Опыт работы показал, что овладения нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость!
Слайд 23
Обновили центр рисования
Слайд 24
Проводили словесные игры
Слайд 25,26
Дыхательную гимнастику
Слайд 27
Пальчиковые игры
Слайд 28
Результативность
Сравнивая результаты мониторинга по образовательной области «Развитие речи» детей в начале года и в конце, можно заметить разницу Поэтому можно сделать вывод что- использование нетрадиционных техник позволяют повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать речь и творческие способности ребенка.
Проводили словесные игры
Пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы. Дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.
Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.