Елена Дунилина
Проект «Маленькие дачники» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Маленькие дачники" (старший дошкольный возраст)
Аннотация к проекту "Маленькие дачники" :
Актуальность: Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе трудового воспитания, навыков исследовательской деятельности.
Публикация «Проект „Маленькие дачники“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта.
Практическая значимость: Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта.
Инновационная направленность: Использование метода проекта способствует реализации знаний ребенка о растениях, как живых организмах.
Степень распространения: Проект может быть использован в практической деятельности педагогов дошкольных организаций.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст — ответственная и самая лучшая пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Поэтому очень важно с детства сформировать положительное отношение к труду. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь в труде ребёнок усваивает многие социальные представления.
Для формирования у детей положительного эмоционального отношения к труду и повышения уровня сформированности трудовых умений и навыков, в нашей группе был создан проект "Маленькие дачники". Каждый ребенок нарисовал и раскрасил маленький домик Дачку, а рядом посадил в горшочек семена гороха и фасоли, так как бобовые быстро прорастают, это радует ребенка, он видит результат своего труда. Теперь каждый несет ответственность за свой огородик: поливает, рыхлит, с помощью воспитателя и под его наблюдением вносит удобрения, ведет дневник наблюдения за ростом и развитием растения.
Проект способствует расширению представления ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, направлен на воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, ответственности, способности самостоятельно себя реализовать, умению делать выводы, радоваться результатам своего труда. Уникальность проекта заключается в том, что дети индивидуально участвуют в посадке и последующем уходе за растениями. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к труду через проектную деятельность
Задачи:
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей, ответственности, способности самостоятельно себя реализовать.
Развивающие: развивать у детей интерес к трудовой деятельности, познавательных, творческих способностей, поисковой деятельности. Образовательные: расширять знаний ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития.
Основная проблема: Конечная цель - вырастить бобовые –результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.
Ожидаемые результаты:
Для группы:
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
У детей:
1. Расширение знаний ребенка о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития
2. Развитие интереса к трудовой деятельности, познавательных, творческих способностей, поисковой деятельности;
5. Воспитание потребности в труде, стремление к достижению результатов труда.
У родителей:
1. Совместное участие с детьми в проектной деятельности;
2. Повышение компетентности в вопросах по трудовому воспитанию
У педагогов:
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Возможные риски:
-отсутствие детей по болезни
- не достаточно качественные или нерослые семена
Пути их преодоления:
- удлинение сроков реализации проект
- замена семян
Тип проекта : Познавательно-практический
Участники проекта : Дети, родители, педагоги старшей группы.
Место реализации проекта : детский сад, группа "Радуга" (дети 5-6 лет)
Сроки реализации проекта : с 13 марта 2023г. по 3 апреля 2023г
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП – подготовительный (с 13.03 по 17.03).
Проведение беседы "Все о фасоли и горохе"
Игровое упражнение "Золушка" (отдели семена гороха от фасоли)
Чтение художественной литературы: Е. Павлюк "Горошек, Фасолинка и Кукуруза",Мила Майская "Фасолькины сказки", стихи про фасоль и горох, загадки.
Изготовление Домика "Дачка", таблиц-указателей с названиями растений.
2 ЭТАП – исследовательский (20.03 - 31.03).
Изучение условий необходимых для нормального роста растений: проведение опытов и экспериментов "Что будет, если горох и фасоль положить в баночку с водой", "Посадка гороха и фасоли в сухую землю и влажную", "Проращивание фасоли в темноте и на свету", "Проращивание фасоли и гороха на улице".
Установление детьми причинно-следственных связей, фиксирование результатов опытов и экспериментов в фото.
Подготовка земли и посадка гороха и фасоли.
Наблюдение детьми за ростом растений. Результаты прорастания семян фиксировали в дневнике наблюдений.
3 ЭТАП - заключительный (3 апреля)
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки дневников наблюдений «От семени к ростку». Оформление фотоальбома "Маленькие дачники". Обсуждение дальнейшей реализации проекта с детьми : продолжать выращивание фасоли и гороха или срезать ростки положить в кормушки птичкам.
Методы и приемы реализации проекта :
Практические: Оснащение уголка для проведения проектной деятельности : микроскоп, емкости для проведения опытов и экспериментов, горшочки с землей, семена фасоли и гороха, домики "Дачки" и дневники наблюдений на каждого ребенка.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры.
Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, личный пример взрослых, наблюдения за трудом взрослых
Принципы реализации проекта :
1. Принцип личностно – ориентированного подхода. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира.
2. Принцип тематического планирования материала.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
7. Принцип интеграции содержания побуждает детей к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Развивается в системе и комплексно по трё м направлениям:
-комплексные занятия познавательного и развивающего цикла;
-совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд.
-самостоятельная деятельность дошкольников – уход за посаженным растением, ведение дневника наблюдений.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровые ресурсы
Заведующий, методист, воспитатели
Информационные ресурсы
Доступ к ресурсам Интернет.
Материально-технические ресурсы
- медиатека детского сад.
- Мультимедиа проектор.
-Методическая литература: Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006
Финансовые ресурсы
- Бюджетные средства.
- Пожертвования благотворителей.