Юлия Неткачева
Проект «Малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Малая Родина»
Дополнительная образовательная программа
Автор программы: Ю. Е. Неткачева – воспитатель МКДОУ «ДС№7»
Благодарный 2020г.
Список детей
Пояснительная записка
«Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства. «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что за-печатлелось в нем в годы его детства».
Марш Монтессори
Публикация «Проект „Малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура.
Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельности позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
В дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребёнка как гражданина, патриота своей Родины.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:
участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;
участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;
развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине : высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее;
участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции и прочее.
Цель программы: Развитие личностных основ патриотического самосознания и познавательного интереса дошкольников через активное взаимодействие с культурно - историческими ценностями родного города и края. Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно – историческому наследию Ставрополья в процессе различных форм обучения, воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к своему прошлому и настоящему.
Задачи:
1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
5. Способствовать развитию у старших детей желания помочь младшим приобрести необходимые знания через создание ситуаций взаимообучения, взаимопомощи и организации совместных мероприятий.
Программа представляет вариант использования регионального компонента в единой педагогической системе г. Благодарного на этапе детский сад и построена в основном на местном учебном материале.
При реализации программы используются методы, активизирующие детскую поисковую и творческую деятельность.
С целью приобщения родителей к работе объединения детям предлагаются домашние задания, выполнять которые можно вместе с родителями. Выполнение этих заданий не является обязательным и показывает наличие у детей интереса к содержанию программы.
Виды занятий:
Познавательные - «Путешествие в прошлое» (занятия в музее «Малая Родина», экскурсии по городу.
Творческие - «Творческая мастерская» (рисование, лепка, конструирование). Ручной труд, сочинение рассказов, создание проектов.
«Исторический театр» (подготовка праздников, спектаклей, концертов).
«Наш музей» (подготовка и проведение экскурсий, создание выставок, работа с экспонатами (сбор, обследование, учёт, краеведческие исследования).
Общественно-полезные - «Наша помощь городу» (наглядная агитация, пропаганда, природо – и культур охранные акции).
Перспективный план
Сентябрь № 1 Тема: «Моя семья, мои близкие родственники».
Закрепить знания детей о том, что такое семья, близкие родственники. Воспитывать у детей любовь, доброжелательное отношение.
Анкетирование.
«Как мы играем с ребёнком»
«О способах воспитания»
№ 2 Тема: «Так рождался Благодарный».
Знакомство с макетом первого поселения. Беседа о занятиях местного населения. закрепить предметы, орудия труда, необходимые людям данного ремесла. Воспитывать уважение к труду хлеборобов.
Рассматривание макета первого поселения.
№ 3 Тема: «Старый город».
Закрепить знания детей о первом поселении. Познакомить с историей названия города Благодарный; старыми улицами Широкая, Почтовая, Мостовая ( ныне: Ленина, Советская, Октябрьский). Рассказать об истории зданий. Воспитывать интерес к истории своего города.
Заучивание стихотворений о родном городе и крае.
№ 4 тема: «Мы Благодарненцы».
Познакомить с гербом города. Закреплять знания детей о родном городе и семье. Учить использовать при составления рассказа о своей семье лексику, связанную с символикой.
Беседы о родном городе и о своей семье, рисование домов, членов своей семьи.
Октябрь № 1 Декоративное рисование на тему: «Осенние цветы» в тёплых тонах по картине художницы А. М. Тишиной.
Учить детей создавать декоративную композицию в определённой цветовой гамме. Закреплять знания тёплых тонов. Развивать чувство цвета. Воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию. Знать ставропольских художников.
Рассматривание картин А. М. Тишиной.
№2 Пейзажная живопись «Осень в ущелье».
Учить передавать листья одинаковой формы, но разных по колориту. Продолжать учить передавать в рисунке впечатления от золотой осени. Учить смешиванию цветов на палитре. Развивать эстетический вкус, образное мышление, память. Воспитывать любовь к природе.
Рассматривание разных картин с осенним пейзажем. Беседы об осени и её красках.
№3 Рассматривание картины «Ставропольский лес». Совершенствовать умения составлять рассказы о содержании картины. Вводить в речь детей эмоционально – оценочную лексику. Развивать слуховое, зрительное и художественное восприятие произведений. Воспитывать любовь и бережное отношение к природным богатствам.
Беседы о временах года, природных явлениях и изменениях. Рассматривание картин с изображением лесов.
№4 «Золотая осень Ставрополья». Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о своём крае. Формировать бережное отношение к природе. Учить различать съедобные и несъедобные грибы. Учить выразительно, читать стихи. Чтение стихотворений об осени. Рассматривание картинок грибов.
Ноябрь № 1 Тема: «Ставропольские писатели об осени».
Учить эмоционально воспринимать стихи. понимать содержание текстов. Развивать поэтический слух. Учить сравнивать произведения, определять их характер, замечать образные выражения. Развивать память при заучивании стихотворения. Воспитывать любовь к малой Родине, интерес к произведениям Ставропольских поэтов.
Беседы о временах года, природных явлениях и изменениях. Рассматривание картин с изображением лесов.
№ 2 Тема: «Ставрополь – краевой центр».
Познакомить с возникновением названия города Ставрополь, сформировать представление о местоположении на карте, воспитывать любовь к краевому центру, интереса к его истории, достопримечательностям, закрепление навыка узнавания знакомых мест по фотографиям.
Рассматривание иллюстраций и фотографий города Ставрополя. Беседы о городе.
№ 3 Тема: Детские писатели Ставрополья. Знакомство с творчеством Г. П. Пухальской и произведением Бабушкины сказки».
Познакомить детей с творчеством писательницы Г. П. Пухальской и произведением «Бабушкины сказки». Учить эмоционально воспринимать сказки. Формировать навыки самостоятельного рассказывания. Развивать воображение, изобретательность, находчивость, оригинальность и самостоятельность мышления. Воспитывать любовь к книге, интерес к произведениям Ставропольских авторов. Привлекать детей к драматизации небольших сказок. Чтение произведений Г. П. Пухальской.
№ 4 Тема: «Путешествие в музей»
Познакомить детей с рядом экспозиций музея. Воспитывать патриотические чувства: любовь к своему краю, родному городу. Прививать интерес к историческому прошлому своего города, его культурному наследию, жизни и быту людей, многообразию и красоте природных богатств.
Беседы о достопримечательностях города. (Экскурсия в музей).
Декабрь № 1 Тема: «Города – курорты и памятники паркового искусства».
Познакомить детей с городом курортом Пятигорском, его парковой зоной: показать многообразие и красоту природных богатств, их значение для сохранения и укрепления здоровья. Развивать образную речь, творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать целостную картину окружающего мира. Воспитывать любовь к природе родного края. Рассматривание фотографий городов Ставропольского края. Беседы о достопримечательностях.
№ 2 Тема: Живопись «Морозные узоры ущелья».
Учить детей передавать в рисунке колорит характерный для зимнего пейзажа. Продолжать учить смешиванию цветов на палитре. Расширять представление о зимним пейзаже. Учить рисовать узоры самой тонкой кистью. Воспитывать нежное, лирическое отношение к красоте зимы, любовь к природе. Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем.
№ 3 Тема: «Предметы прикладного искусства – народное творчество».
Познакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми из фарфора, цветного стекла в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства. Беседы о предметах прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций.
№ 4 Тема:«Наши предки. Чтение былин».
Учить эмоционально воспринимать услышанное. Закрепить знания о наших предках, их быте. Учить внимательно слушать былины и понимать смысл. Воспитывать уважение к своим истокам.
Чтение былин. Рассматривание картин.
Январь № 1 Тема: Художественное наследие Н. Я. Ярошенко.
Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением. Учить описывать свои чувства и настроение. Подбирать красочные выражения для описания. Учить отвечать на вопросы. Воспитывать умение видеть и понимать картину. Развивать мышление и речь, слуховое и художественное восприятие.
Рассматривание картин Н. Я. Ярошенко.
№ 2 Тема: Природа Ставропольского края.
Познакомить детей с растительным и животным миром края. Заучить названия птиц, зверей, цветов, деревьев и кустарников. Какую пользу они нам приносят. Совершенствовать умение составлять рассказы. развивать слуховое, зрительное и художественное восприятие.
Беседы о животных и растениях. Рассматривание картин.
№ 3 Тема: Легенда о Ставропольском крае.
Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов. Формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории и культуре.
Чтение легенд. Рассматривание иллюстраций.
№ 4 Тема: Знакомство с библиотекой им. А. Екимцева. Заучивание стихотворения «гуси».
Познакомить детей со стихотворением. Продолжать формировать навыки диалогической речи, грамматически правильно строя предложения. Развивать память, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к литературе.
Чтение произведений.
Февраль № 1 Тема: Наш город. (Познакомить с планом города).
Познакомить детей с планом нашего города. Продолжать учить пользоваться схемой города. Познакомить с названиями улиц. Развивать познавательный интерес к малой родине.
Рассматривание плана местности.
№ 2 Тема: Моя улица.
Закрепить знания детей о названиях улиц города. Знать название своей улицы. Заучить маршрут домой. Учить описывать свою улицу, составляя небольшой рассказ. Учить рисовать улицу по памяти. Беседы об улицах города.
№3 Экскурсия в библиотеку. (Красная книга).
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города. Познакомить с работой библиотекаря. Заучить названия редких птиц, животных, растений Ставропольского края, занесённых в красную книгу. Экскурсия в библиотеку.
№4 Редкие животные и птицы Ставропольского края. (Рисование) Развивать познавательный интерес к своей родине, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить передавать форму животного и птицы в рисунке. Развивать внимание и память.
Рассматривание животных и птиц, их отличительные особенности.
Март №1 Целевая прогулка на центральную площадь.
Продолжать развивать познавательный интерес к своему городу. Уточнить и расширить представления детей о том, что находится на центральной площади г. Благодарного. Воспитывать патриотические чувства.
Беседа о достопримечательностях города.
№2 Выставка фотографий г. Благодарного.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Рассмотреть фотографии с изображением автостанции, элеватора, полиции, больницы и др. воспитывать любовь к малой Родине.
Беседы о городе.
№3 Рассматривание картины В. Г. Кленова «Лошади на водопое». Познакомить детей с жизнью и творчеством ставропольского художника, его произведением. Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины. Развивать слуховое, зрительное и художественное восприятие. Рассматривание картины.
№4 Мой край родной.
Познакомить детей с географическим и климатическим положением Ставропольского края. Заучить названия городов нашего края.
Беседа о крае.
Апрель №1 Легенда озера Тамбукан.
Продолжать знакомить детей с легендами Северного Кавказа. Способствовать эффективному взаимопониманию и взаимодействию детей в совместной деятельности. Воспитывать в детях толерантность.
Чтение легенд.
№2 Наши защитники.
Рассказать детям о воинах защитниках Ставрополья в годы ВОВ. Познакомить детей с их подвигами. Познакомить с биографией наших земляков, участвовавших в ВОВ 1941 – 1945г. г. Беседы о войне.
№3 Экскурсия в музей.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Закрепить знания о ВОВ и земляках защищавших нас.
Беседы о ВОВ.
№4 Разучивание пословиц и поговорок.
Развивать познавательный интерес. Разучить пословицы и поговорки о храбрости, смелости, мужестве. Воспитывать уважение к таким людям. Чтение пословиц.
Май № 1 Целевая прогулка к памятнику «Вечный огонь».
Закрепить знания детей о ВОВ. Продолжать учить уважению к памяти погибших солдат.
Экскурсия.
№2 Составление описательного рассказа по пейзажной картине П. М. Гречишкина «Цветущая степь».
Научить детей составлять описательные рассказы по картине. Развивать образную речь, творческую фантазию. Воспитывать любовь к природе родного края. Рассматривание картины.
№3 Казаки на Ставрополье.
Дать понятие о казаках. Познакомить с песнями, сказками казаков. Объяснить взгляд казаков на вещи, взаимоотношения. Воспитывать любовь к сказкам и играм казаков. Беседы о казаках.
№4 Мой детский сад.
Закрепить представления детей о местоположении ДС, выяснить каким видом транспорта можно приехать в детский сад. Что даёт ДС. Воспитывать уважение к педагогам и обслуживающему персоналу. Бережное отношение к своей группе. Беседы о ДС.
Литература:
1. Р. М. Литвинова «Региональная культур: художники, писатели, композиторы». Ставрополь2010г.
2. Р. М. Литвинова, А. Т. Пащенко «Региональная культура» (сборник 2) Ставрополь 2010г.
3. Г. А. Беликов «Ставрополь – врата Кавказа». Ставрополь 1997г.
4. Д. В. Кочура «Край наш Ставрополье». 2005г.
5. Конспекты занятий.
Методы и приёмы, используемые в работе по программе.
Наглядные:
Рассматривание иллюстративного, предметного, видео и фото - материала; моделей, карт и схем. Наблюдение объектов, явлений. Демонстрация способа действий.
Практические:
Исследовательские действия с предметами, объектами, явлениями (обследование, экспериментирование). Игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные). Моделирование (ситуаций, объектов, явлений). Изображение предметов, объектов, явлений (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд). Действия в проблемно - поисковых ситуациях. Выполнение творческих заданий. Упражнения.
Словесные:
Вопросы (к детям, детей). Объяснение (пояснения, указания). Рассказы (педагога, детей). Чтение и изучение литературы. Беседы.
Образовательная среда, организуемая для реализации программы.
1. Образовательная среда, которую педагог может использовать:
Среда города (памятники архитектуры, природное окружение, традиционный уклад жизни).
2. Образовательная среда, которую педагог может использовать и частично формировать:
Среда семьи (взаимоотношения, традиции и нравственные представления родителей; наличие дома познавательного материала: книг; беседы родителей с детьми о городе, познавательные прогулки, экскурсии, посещение музея, совместная продуктивная деятельность родителей и детей).
Среда ДОУ (предметно-пространственное окружение и деятельность в нём) : детский краеведческий музей «Малая Родина», музыкальный зал, спортивный зал, участок.
3. Образовательная среда, которую педагог может создавать, формировать, организовывать:
Среда помещения для занятий (предметно - пространственное окружение и деятельность в нём).
Все виды образовательной среды взаимодействуют между собой. В образовательной среде осуществляется специально организованная, совместная, самостоятельная деятельность детей и взрослых.