Елена Роговая
Проект «Макет «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Макет - «Русская изба»
Проект макет - «Русская изба» направлен на приобщения детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.
В проекте представлены :
Темочки:
- Макеты. Изготовление макетов для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Макеты
- Русская изба. Проекты
- Темочки
этапы создания и основные направления работы по созданию макета «Русская изба»;
формы работы с детьми;
Пояснительная записка
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся-теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости” - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становиться ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благодарный путь возрождения забытых ценностей.
Из всего вышесказанного я определила для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
Актуальность проекта
В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.
У воспитанников нашего ДОУ нет возможности посещать выставки народного искусства, краеведческие экспозиции в музеях.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в группе детского сада, макета «Русская изба». Экспонаты музея можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, музыкальной, изобразительной, так как без зрительных образов ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Макет «Русская изба» даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, многие предметы макета сделаны руками самих воспитанников. У детей появилась возможность наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть наш макет «Русская изба» поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Вид проекта – познавательно-творческий
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель проекта
Становление гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры через приобщение детей к её истокам.
Основные задачи проекта
Организовать особые условия, совместно с родителями и детьми создать внутреннее убранство русской избы, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
Пробуждать чувство любви к Отечеству
Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
пробуждение национального самосознания, через отражение в художественно-творческой деятельности (лепка из соленого теста, конструирование, ручной труд) темы любви к малой родине.
У родителей
проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;
У педагогов
пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
разработка методического материала по проекту макет «Русская изба»;
создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.
Реализация проекта охватывает образовательные области, рекомендуемые в соответствии с ФГТ: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Безопасность», «Социализация».
Этапы реализации проекта
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря реализации проекта макет –музей «Русская изба»
На подготовительном этапе реализации проекта необходимо было создать мотивацию для участия в проекте, как детей, так и родителей.
Для мотивации участия в проекте детей была проведена предварительная работа: (слайды 1-14)
1. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками). (Слайд)
2. Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора. (Слайд)
3. Проведение бесед и занятий на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа». (Слайд)
4. Показ презентаций «Внутреннее убранство русской избы», «Русская изба», «Русский народный костюм».
5. Посещение музея «Центр национальных культур».(Слайд)
В беседе с родителями я рассказала о цели проекта. Родители с интересом встретили эту идею. В воссоздании внутреннего убранства русской избы активно участвовали семьи наших воспитанников. Большинство экспонатов, было собрано благодаря энтузиазму Чингиной Ольги Павловны, (Слайд)15 которая проявила большое творчество в создании кукол для русской избы, старинной люльки. Свой талант и творческий подход проявила Варданян Наталья Александровна (Слайд)16. Она изготовила старинную прялку, ухват, чугунок. Большой интерес проявили и педагоги Прогимназии к нашему проекту : Берсенёва Вера Анисимовна сделала старинный сундук, и принесла вышитую старинную скатерть (Слайд)17. А вот русскую печь, которая была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом, мы с детьми мастерили вместе из бросового материала (Слайд). Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! В старину говорили - Печь краса – в доме чудеса!
Следующий этап – оформление старинного интерьера русской избы. Вот на этом этапе дети проявили свое творчество в лепке из соленого теста (Слайд). Совместно с детьми из соленого теста вылепили разнообразную старинную посуду, хлебобулочные изделия и даже птиц и животных. Большой интерес проявили ребята при изготовлении кукол самокруток. Дети узнали много интересного о происхождении кукол-самокруток. (Слайд)
Дети очень любят слушать сказки, а макет русской избы, да который собран практически самими ребятами, даёт возможность окунуться в старинную атмосферу наших предков. Дети с удовольствием качают люльку, ставят чугунок в печь.
Таким образом, мы видим, что приобщение дошкольников к культуре дает детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это - та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.
Наш проект по продолжительности долгосрочный и я планирую совместно с родителями оформить не только внутреннее убранство русской избы, но и внешее обустройство русского дома.
и приобщения к народному культурному опыту.