Екатерина Архипова
Проект «Магниты» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Что мы знаем о магнитах»
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Возраст детей : 6-7 лет.
Проект краткосрочный : одна неделя.
Актуальность:
Публикация «Проект „Магниты“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В ФГОС ДО говорится: «…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель проекта :
Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, формирование любознательности, активности, знаний о науке.
Задачи проекта :
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Развивать представления о физическом явлении - магнитном притяжении;
- Формировать представления о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- Изучить влияние магнетизма на разные предметы;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Методы и формы работы:
Беседы.
Наблюдения.
Игры.
Экспериментирование.
Исследование.
Рассказ воспитателя.
Просмотр презентаций.
Просмотр мультфильмов, фильмов познавательного характера.
Чтение познавательной литературы.
Проблемные ситуации.
Моделирование опытов.
Этапы реализации проекта :
1этап - Организационно – диагностический
Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Мониторинг на начало осуществления проекта.
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Подборка опытов с описанием проведения.
5. Организация предметно – развивающей среды.
Содержание деятельности:
Определение актуальности, проблемы, цели.
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.
Создание условий для детского экспериментирования: подбор оборудования для проведения опытов.
2 этап - Формирующий
Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности:
1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, исследовательская деятельность на прогулке, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.
3. Работа с родителями:
Анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания.
3 этап- заключительный
Формы работы:
1. Мониторинг на конец реализации проекта.
2. Сравнительный анализ результатов.
3. Перспективы.
Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец реализации проекта, оформление фотовыставки «Как мы проводим свои эксперименты», создание коллекций магнитов «Города» и «Животные»
Ожидаемый результат:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективное планирование «Научные эксперименты маленького роста»
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Задачи Тема экспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы Тема 1: Парящий самолет Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит; Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»
Папка-передвижка «Эксперименты для детей»
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею Тема 2: Притягивает - не притягивает Художественное творчество: рисование «Магниты-котята» (изготовление магнитов из бумаги). Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений. Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. Совместное создание кукольного театра на магнитах.
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы Тема 4: Рисует магнит или нет «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Привлечение родителей к созданию коллекции магнитов
«Города», «Животные»
Формировать знания о том, что разные магниты притягивают предметы с разного расстояния Тема 5: Магниты действуют на расстоянии Познание: измерить с помощью линейки, с какого расстояния магниты притягивают предметы Выпуск стенгазеты «Маленькие исследователи».
Список литературы:
1.«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.2.«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Приложения