Соломатова Наталья Викторовна
Проект «Люблю берёзу русскую» в подготовительной группе
▼ Скачать
Белоствольная березка – Символ Родины моей.
Нету деревца другого Сердцу русскому милей.
Тип проекта: - познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: - краткосрочный.
Предмет исследования: - береза.
Участники: - дети подготовительной группы
Проблема:
1. Недостаточные знания о березе.
2. Нарушение экологических норм.
**Актуальность**
Публикация «Проект „Люблю берёзу русскую“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
В современном мире воспитание экологически грамотного человека становится одной из важнейших задач. Если мы не научим детей любить и беречь природу, то можем столкнуться с серьёзными проблемами не только в нашем селе и стране, но и на всей планете.
Многие негативные поступки, которые люди совершают по отношению к природе, происходят из-за нашего незнания. Если человек не осознает красоту и пользу окружающей среды, он не будет стремиться её беречь. В таких случаях взрослые должны помочь детям увидеть то, чего они раньше не замечали, и открыть для себя всю прелесть природы.
Проект «Люблю берёзу русскую» был создан с целью познакомить детей с символом нашей страны — берёзой, а также воспитать в них желание беречь и ценить эту русскую красавицу.
В старину у славян год начинался не зимой, а весной, и поэтому его встречали не елью, а берёзой. Берёзу называли «деревом четырёх дел»: «Первое дело — мир освещать, второе дело — крик утишать, третье дело — больных исцелять, четвёртое дело — чистоту соблюдать».
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение — это поистине важное дело.
# Цель: Формирование экологической культуры у детей через воспитание бережного отношения к природе родного края и знакомство старших дошкольников с березой как символом России.
## Задачи:
1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России — берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Углублять понимание взаимосвязей берёзы с окружающей средой.
2. Познакомить детей с рассказами, стихами, песнями и загадками о берёзе, чтобы расширить их знания и вызвать эмоциональный отклик.
3. Развивать познавательный интерес дошкольников, их желание наблюдать, исследовать и получать новые знания о природе.
4. Воспитывать экологически грамотное поведение и желание оберегать и заботиться о природе.
# План работы
- Поиск информации о березе. Разработка учебных вопросов: "Какую роль играет береза в жизни человека?" и "Как помочь березовой роще?".
- Подбор дидактических и подвижных игр, связанных с этим удивительным деревом.
- Сбор произведений о березе для чтения и заучивания.
- Создание творческих работ — рисунков и поделок.
- Оформление выставки, посвященной березе.
## Формы работы
### Игровая деятельность
- **Сюжетно-ролевые игры:** «Семья», «У бабушки в гостях», «Путешествие в лес».
- **Дидактические игры:** «Угадай, с какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «Собери целое дерево», «Что берёза даёт».
- **Проблемно-игровые ситуации:** «Я пойду берёзку заломаю», «За берёзовым соком».
- **Подвижные игры:** «Раз, два, три — к берёзке беги», «Такой листок лети ко мне».
- **Хоровод:** «Во поле берёзка стояла».
Познание:
- НОД: «Русская береза- символ Родины моей».
- «Наблюдение на прогулке за березой – «Встреча с русской красавицей».
- Лекарственные свойства березы - «Домашний доктор».
- Рассматривание картин известных художников «Береза».
- Загадки о березе.
- Стихи о березе.
- Приметы, пословицы, поговорки о березе.
Коммуникация:
-Творческое рассказывание «Где растет береза».
- Разучивание пословиц и поговорок о березе.
- Общение: «Что я знаю о березе».
Чтение художественной литературы:
- С. Есенин «Белая береза»- заучивание стихотворения.
- Загадывание загадок, чтение пословиц, поговорок, примет о березе.
Экспериментирование:
- Рассматривание бересты под лупой.
- Опыт «Вода в жизни растений». –
- Исследование: «Для чего дереву почки?»
- Наблюдение за березой.
Продуктивная деятельность:
- Аппликация: «Осенняя фантазия».
- Рисование «Береза весной».
Музыкальная деятельность:
- Хоровод «Во поле березка стояла…».
- «Ай, да березка»- хоровод.
Физическая оздоровительная деятельность:
- Пальчиковая гимнастика «Деревья в лесу».
Развивающая среда:
- Сюжетные картинки, открытки, плакаты.
Работа с родителями:
1. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
2. Оформление выставки «Люблю березу русскую».
# Результаты проекта
## Дети:
В процессе проекта дети узнали много нового о берёзе и стали воспринимать её как живое существо. Они узнали о её пользе для человека и прониклись любовью и заботой о берёзе, что побудило их бережно относиться к деревьям.
## Воспитатель:
- Подобрала методическую и детскую литературу по теме проекта.
- Разработала конспекты образовательной деятельности и сценарий итогового мероприятия.
- Подготовила рекомендации для родителей по вопросам, связанным с проектом.
- Собрала картотеки пословиц, поговорок и загадок о берёзе.
## Родители:
- Проявили заинтересованность и активно участвовали в реализации проекта.
- Помогли в оформлении альбома «Всё о берёзке».
## Развивающая среда:
- В группе появились иллюстрированные альбомы, дидактические игры «Укрась дерево листочками», «Собери целое дерево», «С кем дружит дерево?» и «Что нужно дереву?».
- Был оформлен уголок «Изделия из бересты».
Реализация этого проекта помогла дошкольникам развить навыки сравнения, анализа и обобщения. Дети освоили основы поисково-исследовательской деятельности.
В ходе работы над проектом они изучили процесс увядания березы, её роль как лекарственного сырья и благотворное влияние листьев на здоровье человека. В результате исследования дети пришли к выводу, что береза — это символ России, к которому необходимо относиться бережно и с любовью, ведь она не только красива, но и обладает целебными свойствами.
Этот проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников. Они научились получать знания из разных источников, анализировать факты и высказывать свои суждения. Теперь наши дети могут осознанно ответить на вопрос, почему так важно бережно относиться к березе.
Защита проекта
Идея создания этого проекта возникла, когда я заметила, что дети в нашем детском саду не всегда бережно относятся к природе, в частности к берёзам. На участке детского сада растут берёзы, и, наблюдая за детьми во время прогулки, я заметила, что они ломают ветки и обрывают листья у этих деревьев.
Воспитание экологически грамотного человека — одна из самых актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, то можем столкнуться с серьёзными последствиями для нашего села.
Причиной многих неблаговидных поступков, которые люди совершают по отношению к природе, является незнание. Если человек не интересуется окружающей природой, не замечает её красоты, то и относится к ней безразлично.
Цель: Формирование экологической культуры детей через воспитание бережного отношения к природе родного края, ознакомление старших дошкольников с березой как символом России.
Был разработан план реализации проекта, который включал в себя следующие мероприятия:
1. **Художественная литература**: чтение стихов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
2. **Рисование**: занятия, на которых дети создавали изображения березки, используя различные техники аппликации.
3. **Изучение лечебных свойств**: ознакомление с уникальными свойствами этого дерева.
Работа над проектом не ограничивалась только занятиями: дети также занимались пластилинографией, что способствовало развитию их творческого потенциала.
Кроме того, совместно с родителями был создан альбом «Березы в разное время года» и организована выставка рисунков «Березка-красавица». Для родителей была подготовлена папка-передвижка на тему «Березовое царство – лучшее лекарство».
И наконец, совместными усилиями был создан мини-музей «Изделия из бересты», где дети могли увидеть и потрогать уникальные предметы, созданные из этого природного материала.
Итогом нашего проекта стало развлечение «Мы живем в России». Были пошиты костюмы для девочек «Березки». Дети водили хоровод «Во поле береза стояла».
В ходе реализации данного проекта дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Они приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дети рассмотрели процесс увядания берёзы, оценили её значение как лекарственного сырья, изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основе своего исследования они пришли к выводу о необходимости сохранять и бережно относиться к символу России – берёзе, так как она не только красива, но и целебна.
Этот проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников. Они научились приобретать знания из различных источников, анализировать факты и высказывать собственные суждения.
Теперь, выходя на прогулку, наши дети осознанно отвечают на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.