Синицына Наталья
Проект «Люби и знай свой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад комбинированного вида №22 «Радуга» с. Новоселицкое
Проект «Люби, знай и береги свой край родной»
Выполнила:
Синицына Н. А.
Структура проекта
1. Обоснование актуальности темы проекта.
2. Теоретическое обоснование проекта.
3. Цель и задачи.
4. Сроки реализации проекта.
5. Руководитель проекта.
6. Участники проекта.
Публикация «Проект „Люби и знай свой край родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
7. Этапы проектной деятельности.
1. Актуальность темы проекта.
С 2011 года в условиях переходного периода на Федеральный Государственный Образовательный стандарт второго поколения актуальным остаётся воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Любовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребёнка. И как известно, одним из источников обогащения познавательного опыта о родном крае, формирования у детей нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села с Родиной в целом.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают.
Детский сад «Радуга» комбинированного вида осуществляет реализацию социально – личностного направления развития воспитанников через освоение парциальных программ «Я – человек» - автор С. А. Козлова, «Я - Ты - МЫ» - авторы О. М. Князева, Р. Б. Стеркина. Программа «Я - человек» С. А. Козловой, направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т. е. познать социальный мир и себя в нем. Целью четвёртого раздела программы «Земля – наш общий дом» является воспитание интереса и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формирование представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране, воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли, своей страны.
Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края, посёлка.
Инновационной направленностью проекта является проведение всех занятий на базе музея с. Новоселицкого. Занятия проводятся в форме праздников, посиделок, бесед, викторин, экскурсий, аукционов. Данный проект помогает дошкольникам старшего возраста глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
обстановка благотворно влияет на восприятие ребёнком краеведческого материала.
рассматривания экспонатов, атрибутов, что повышает познавательную активность, любознательность и внимание детей При составлении совместного плана мероприятий с музеем соблюдались принципы историзма, гуманизации, дифференциации, интегративности, которые реализуются в сотрудничестве детского сада, музея и семьи.
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок: «Золотые руки моей бабушки» - изделия бабушек и прабабушек воспитанников детского сада, «Мой папа солдат» - выставка фотографий пап, которые проходили службу в рядах вооружённых сил, «Как мы отдыхаем» - фотографии и рассказы отдыха семей воспитанников. Совместно с родителями дети с удовольствием участвуют в пополнении экспонатов музея, что в дальнейшем послужило предметом оформления мини – музея в группе детского сада «Уголок воинской славы».
Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень освоения образовательной программы. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
В группе были созданы генеалогические древа 4 семей воспитанников до четвёртого поколения. Дети приносили фотографии своих родителей, братьев, сестёр, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Всех членов своей семьи знали по имени и отчеству.
Одним из направлений реализации данного проекта является участие детей и семей воспитанников в конкурсах, акциях патриотической направленности различного уровня: «Письмо солдату», конкурс ДОУ детского рисунка «Мой любимый детский сад», конкурс ДОУ «Лучшая семья детского сада», районный конкурс детского рисунка «Мир без войны», посвящённый Дню защитника Отечества, «Зарница», смотр-конкурс чтецов ДОУ «Стихи о детском саде», организованный к юбилею детского сада
2. Теоретическое обоснование проекта.
Известно высказывание М. И. Калинина: "Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать наши богатства".
Так, если прогуливающаяся по населенному пункту семья расскажет ребёнку о зданиях, стоящих когда-то вдоль улицы, о людях, живущих здесь, то информация запомнится лучше, чем, если бы рассказ шел о некоем абстрактном доме, в котором жили смутно знакомые люди.
Не нужно забывать, что рассматриваемый нами контингент – дети дошкольного возраста. Интересы детей различны, и в этом состоит главная проблема. Чтобы правильно реализовать работу в сотрудничестве с музеем, необходимо понять, чем интересуются дети дошкольного возраста, и сообразно с этим строить дальнейшую работу. Как донести до них информацию, скажем, о Великой Отечественной войне? Рассказать о ходе сражений не получится - они просто не поймут. Надо позволить детям побеседовать с ветеранами, осмотреть их награды, рассмотреть фронтовые фотографии, пожелтевшие письма с фронта.
Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю. Мы в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка.
Краеведение — всегда краелюбие. С. О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Знакомясь с родным краем, родным селом, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
3. Цель и задачи
Цель: создать условия для формирования у детей 6 – 7 лет чувства гражданственности и патриотизма через краеведческий подход в воспитании.
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному селу чувство гордости за своих земляков.
• Формировать бережное отношение к природе родного края.
• Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, селу, стране.
4. Сроки реализации проекта.
Подготовительный этап: август 2023 года
Практический этап: сентябрь 2023– апрель 2024года.
Контрольно – оценочный этап: май 2024года.
5. Руководитель проекта
Синицына Н. А. воспитатель МДОУ № 22 д/сад «Радуга.»
6. Участники проекта
Воспитанники подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет, их родители,
воспитатель – Синицына Н. А.
7. Этапы проектной деятельности
Подготовительный этап
Сроки реализации: август 2023г.
Цель этапа: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта.
Ожидаемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность участников проекта.
Способы выявления достижения результата:
1. Диагностическое обследование детей по освоению образовательной области «Познание».
2. Проведено анкетирование родителей «Как вы знакомите ребёнка с историей своей семьи?»
3. Заседание разработчиков проекта по результатам диагностического обследования детей
4. Содержание деятельности:
№ п/п Мероприятие Сроки Результат
1. Разработка проекта «Люби, знай и береги свой край родной» Первая неделя августа Наличие проекта
2. Формирование пакета диагностик для воспитанников, вопросов анкеты для родителей.
Вторая неделя августа Наличие пакета диагностик,
наличие анкеты.
3. Проведение диагностик с детьми, анкетирование родителей. Третья неделя августа Выявлен результат обследования детей по образовательной области «Познание» и получен результат анкетирования родителей.
4. Заседания творческой группы разработчиков проекта Четвёртая неделя августа Осуществление рефлексии процесса, себя в нём с учётом оценки других.
Практический этап
Сроки реализации: сентябрь 2023г. – апрель 2024г.
Цель этапа: создать условия для формирования у детей 6 – 7 лет чувства гражданственности и патриотизма через краеведческий подход в воспитании.
Ожидаемый результат:
• сформирован деятельностный подход у детей 6 – 7 лет к природе родного края, любви к родному селу и развито эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, стране.
• Создан продукт проекта – оформлен мини – музей в группе детского сада «Уголок воинской славы».
• Продукт проекта - оформлено генеалогическое древо семей воспитанников.
Способы выявления достижения результата: проведение бесед с детьми, диагностики освоения образовательной области «Познание», анализ анкетирования родителей, анализ участия семей воспитанников в музейной педагогике.
Содержание деятельности:
Мероприятие Время проведения Цель Результат
Здравствуй, музей!
2023г. Сентябрь Создать условия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с музеем, с музейной терминологией. Дети ознакомлены с музеем села Новоселицкого.
Место Ставропольского края на карте России 2023г. октябрь Создать условия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с расположением Ставропольского края на карте России Дети ознакомлены с Ставропольским краем.
Конкурс ДОУ детского рисунка «Мой любимый детский сад» 2023г. октябрь Создать условия для детей старшего дошкольного возраста выразить своё отношение к сверстникам, любимым воспитателям через создание рисунка. В номинации «Старший дошкольный возраст» - 1 победитель.
Наша малая родина – село Новоселицкое. 2023г. ноябрь создать условия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению их c малой родиной, воспитывать бережное отношение к природе. Дети ознакомлены с селом Новоселицким через художественное слово и экспонаты музея.
Знакомство с залом «Русская изба» 2023г. декабрь Создать условия для детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с условиями жизни людей много лет назад. Дети ознакомлены с условиями жизни людей в старину в игровой форме
Рождественские посиделки музее (зал «Русская изба») 2024г. январь Создать условия для детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками. Дети познакомились с традицией проведения Рождественского праздника.
Генеологическое древо.
2024г. февраль Создать условия для детей старшего дошкольного возраста по развитию у них интереса к истории своей семьи. Дети познакомились с традициями семей
Акция «Письмо солдату» 2024г. февраль Дети и родители подготовили письма, рисунки, открытки на СВО – сделанные от чистого сердца
Районный конкурс детского рисунка «Мир без войны», посвящённы Дню защитника Отечества. 2024г. февраль Создать условия для детей старшего дошкольного возраста выразить в рисунке своё отношение к людям, защищающим свою Родину.
Конкурс ДОУ «Лучшая семья детского сада» (в одной из номинаций — творческая семья) 2024г. март Создать условия по содействию укрепления взаимодействия между детьми и родителями;
Выявление семей, сохраняющих традиции семейного воспитания, развивающих увлечения и таланты своих членов. Семья Дудченко стала победителем в номинации «Самая творческая семья» в рамках этого конкурса.
Смотр-конкурс чтецов ДОУ «Стихи о детском саде». 2024 г. март Выявление и поддержка одаренных детей, развития жанра художественного слова, воспитания культуры речи, формирования интереса к поэзии, чувства любви к детскому саду. Родители подбирали стихи для конкурса, используя библиотечный фонд. Разучивали дома с детьми стихи.
В этой возрастной группе выбирается победитель
Экскурсия по школе;
2024г. апрель Создать условия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению их со школой.
Дети знакомятся со школой
От бабушек до наших времён. 2024г. апрель Создать условия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народа, желанию выразить своё отношение к ним.
Из истории военной награды
Ветераны ВОВ. Дети ВОВ -жители села Новоселицкого.
2024г. май создать условия для детей старшего дошкольного возраста для формирования уважительного отношения к землякам, защищавшим Родину от врагов. .
Музейное занятие «В гостях у русских умельцев» 2024г. май создать условия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами
Праздник русской матрёшки 2024г. май создать условия для детей старшего дошкольного возраста
по ознакомлению с историей создания русской матрёшки. Дети знакомятся с историей создания русской матрёшки.
Контрольно – оценочный этап
Сроки реализации: май 2024год.
Цель этапа: проанализировать степень реализации проекта «Люби, знай и береги свой край родной»
Ожидаемый результат: дети проявляют интерес к истории родного края, воспитаны любовь и привязанность к семье, сформированы навыки экологического воспитания.
Способы выявления достижения результата: анкетирование родителей, диагностика отношения детей к своему родному краю, диагностика взаимоотношений в семье.
Содержание деятельности:
№п/п Мероприятие Сроки Цель Результат
1 Диагностика отношения детей к своему родному краю Май 2024 г. Выявление отношения детей к своему родному краю.
2 Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к патриотическому воспитанию дошкольников» Май 2024г. Выявление отношения родителей к патриотическому воспитанию дошкольников.
3 Диагностика взаимоотношений в семье. Тестовый рисунок «Семья». Май 2024г. Выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка
Приложение
Акции к Дню Победы
Участие в «Зарничке»
Возложение цветов к Мемориалу Вечной славы
Поздравление ветеранов с Днём Победы
Мероприятия по патриотическому воспитанию
Оформление «Стены памяти»
Экскурсии в районный музей