Виктория Александровна Филиппова
Проект «Люби и знай свой край — республику Мордовию»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный проект
"ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЮ".
с детьми подготовительной к школе группы
долгосрочный.
Срок реализации: 1 год
Составитель проекта:
Воспитатель: Филиппова В. А.
Саранск
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение
Публикация «Проект „Люби и знай свой край — республику Мордовию“» размещена в разделах
культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Важным аспектом воспитания ребенка – дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к самым близким людям, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, родному краю.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщении его к красоте, добру, на желание видеть свою национальную культуру, природу родного края, на проявление участия в сохранении и преумножении достояния своего города, республики.
Задача воспитателя сформировать чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием.
Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Люби и знай свой край – Республику Мордовия»
Объект проекта:
республика Мордовия.
Предмет проекта:
Предметом проекта является исторические документы о родном крае, литературные произведения местных поэтов и писателей, семейные фотографии, а также весь собранный краеведческий материал.
Цель:
Развивать нравственно – патриотические качества у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
Образовательные:
формировать представления о прошлом города Саранска,
познакомить детей с историей возникновения города,
формировать понимание того, что памятники архитектуры – эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу,
углублять и расширять знания дошкольников о современном городе (основные достопримечательности, названия улиц, известные земляки, транспорт, природно-экологическое своеобразие родного города,
расширять знания детей о том, что Саранск – столица республики Мордовия,
обогащать знания о природе и животном мире родного края,
закреплять умение выражать свои знания в продуктивной деятельности,
продолжать знакомить с правилами поведения в природе,
приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Развивающие:
развивать творческую активность, умение работать в коллективе, дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений, поощрять независимую позицию,
развивать интерес к познанию родного города, к его прошлому, настоящему и будущему,
развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать,
продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи,
формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, воспитывать культуру речевого общения,
совершенствовать речь детей, как средство общения,
развивать воображение, мышление,
развивать коммуникативные навыки,
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине,
воспитывать у детей уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, героям-землякам,
воспитывать в детях любовь к родному городу, чувство восхищения его красотой, гордости за свой город, желание сделать его еще красивее, уютнее и чище,
формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к культурному наследию своего народа,
воспитание уважительного отношения к историческим личностям, участвовавшим в создании города,
воспитывать бережное отношение к природе родного города, края.
Этапы проекта:
1. Организационный этап.
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Информирование участников о цели проекта.
3. Беседы с детьми «Что я знаю о Мордовии?».
4. Введение новой лексики: малая родина, мокша, эрзя, шокша, панар, сорока.
5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике.
6. Чтение художественной литературы детям (стихи, сказки, рассказы мордовских писателей и поэтов.)
2. Основной этап.
Дата. Тема.
Октябрь
Ознакомление с окружающим миром
«Мы в Мордовии живем»
Содержание. Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах Саранска; продолжать закреплять знания о быте, одежде и национальной кухне мордвы. Закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней.
Формировать правила безопасной жизнедеятельности.
Развивать мышление, внимание, речь, память.
Воспитывать любовь к родному городу, положительное отношение к культурному наследию мордовского народа.
Ноябрь
Ознакомление с окружающим миром.
«Зимующие птицы родного края».
Содержание. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы». Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой. Развивать мелкую моторику рук, развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Декабрь
Ознакомление с окружающим миром
«Животный мир Мордовии»
Содержание. Уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского края.
Развивать разговорную речь.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Январь
Ознакомление с окружающим миром.
«Край родной, навек любимый.»
Содержание. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, городу; вызвать у детей чувство гордости за свою страну. Систематизировать знания детей о родном городе, природе родного края, водных ресурсах, охраняемых видах растений и животных.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Февраль
Ознакомление с окружающим миром.
«Природа родного края»
Содержание. Расширять представления о природе родного края, о климатических условиях, о растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии.
Расширять и обогащать знание об особенностях природы своего края, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, знакомство с природным ландшафтом и красной книгой Мордовии.
Воспитывать чувство гордости и добросовестное отношение к земле и природным ресурсам.
Март
Продуктивная деятельность. Лепка.
«Мордовская барышня»
Содержание. Закреплять представления о процессе создания игрушек. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Формировать умение работать с пластилином. Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Апрель
Итоговое развлечение.
КВН «Мой любимый город Саранск».
Содержание. Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях. Закрепить знания об истории города, о символах на гербе.
Продолжать учить составлять рассказы по схемам. Закрепить правила движения пешеходов. Воспитывать любовь и интерес к городу, учить соблюдать чистоту и порядок,беречь родной город.
3. Заключительный этап. Ожидаемый результат.
-презентация проекта. «КВН. Мой любимый город Саранск» (итоговое развлечение,
-обогатилась методическая база, развивающая среда группы,
-созданы условия для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины,
- расширены знания детей о родном крае, городе, её истории,
-ребята познакомились с историей возникновения города,
- дети усвоили, что любить свой город – это значит делать все для его дальнейшего развития и процветания,
-обогатились знания детей о животном мире, природе родного края,
-совершенствовалась диалогическая и монологическая форма речи,
-у детей сформировалось понятие «малая родина»,
- у детей развиты познавательная и творческая активность, коммуникативные навыки,
- сформировалось представление о бережном отношении к природе родного края, интерес к родному городу,
-расшились знания детей о правилах поведения в природе и в общественных местах.
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей на тему «Что я знаю о Мордовии?»
2. Консультация «Как вырастить маленького патриота».
3. Консультация «Прогулки по Саранску.»
4. Рекомендация для родителей «Что почитать с детьми шести лет»
5. Пополнить уголок книг произведениями мордовских писателей и поэтов.
6. Обогатить уголок по ознакомлению с мордовским краем произведениями народно – прикладного искусства.
7. Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» .
Методическое обеспечение:
Методические журналы.
Методические пособия.
Демонстрационный материал.
Раздаточный материал.
Разработки НОД, игр, бесед.
Дидактический материал.
Список используемой литературы.
1. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры. – Саранск: Мордов. КН. изд-во,2009.
2. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина».
3. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край».
4. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет».
5. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
6. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе».
7. Программа «Валдоня» (раздел «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (в соавторстве с Н. А. Адаевой, О. С. Ерюшкиной) (для дошкольных учреждений).
8. Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии Н. А. Адаева, Л. П. Карпушина, О. С. Ерюшкина.
9. Мордовские подвижные игры Т. В. Глазкова, М. А. Самойлова.
10. Ознакомление с окружающим миром Н. Г. Юрченкова.
11. Устно-поэтический фольклор и мордовская детская литература В. П. Тарасова, Г. А. Куршева, Е. Н. Киркина.
12. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Мордовии И. М. Фадеева, С. Л. Уланова.
13. Л. П. Карпушина О. С. Ерюшкина. Хрестоматия к программе «Валдоня». (раздел «музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»). Для ДОУ. ,Саранск,2007.
14. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»). Пособие для ДОУ РМ. /Авт. – сост. Е. И. Киркина – Саранск: Мордов. КН. Изд-во,2004.
15. Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии: Метод. реком.)Авт. – сост. : Костюнина Т. Д., МО РМ, МРИО. – Саранск,2007.
16. «Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования»/ О. В. Бурляева (и др.); мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.