Светлана Доронина
Коррекция и формирование лексической стороны речи у детей с ОНР. Проект «Логопедические тропинки к родственным словам»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта :
Продолжительность проекта : среднесрочный (2 недели)
Тип проекта : творческий
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы 6 – 7 лет, родители, учитель-логопед, воспитатели группы.
Масштаб проекта : в группе с детьми и родителями
Актуальность проекта :
Публикация «Коррекция и формирование лексической стороны речи у детей с ОНР, Проект „Логопедические тропинки к родственным словам“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В последние годы резко возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся отставанием от нормы компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР – обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Особые трудности возникли у детей в подборе родственных слов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. В связи с этим родилась идея среднесрочного проекта «Логопедические тропинки к родственным словам».
Цели проекта :
Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами.
Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.
Обогащение словарного запаса.
Задачи проекта :
Учить подбирать родственные слова к заданному главному слову
Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе родственных слов.
Формировать умение выделять родственные слова из текста.
Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.
Развивать память, внимание, мышление, практические способности.
Развивать умения решения проблемы с помощью взрослого.
Воспитывать инициативность, самостоятельность детей.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Цель: Создание организационной основы для реализации проекта
Программно – методическое обеспечение:
• Формулировка целей и задач.
• Образовательная программа Н. В. Нищевой «Коррекционная работа в ДОУ для детей с ОНР»
• «Родственные слова» В. В. Коноваленко
Работа учителя – логопеда
• Сбор информационного материала для реализации идеи.
• Организация развивающей, познавательной среды в группе.
• Организация тесного взаимодействия логопеда и воспитателей группы с целью достижения максимально качественного результата.
• Составление перспективного плана работы по теме проекта.
Работа с родителями
• Изучение интереса и осведомленности родителей для эффективной помощи детям по теме выбранного проекта (анкеты)
• Позитивное сотрудничество при организации работы по проекту
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие по заявленной проблеме.
• Развивающая среда
• Решение проблемных ситуаций: «Что такое родственные слова?» «Почему их называют родственными?»
• Подборка иллюстративного материала, для оформления наглядного материала.
• Оформление видео-презентации «Родственные слова»
• Оформление альбома «Логопедические тропинки к родственным словам»
• Дидактические игры: «Вспомни и повтори», «Узнай слово по описанию», «Объясни слово»
• Изготовление книжек – малышек «Родственные слова»
Работа с детьми
• Ознакомление детей с предстоящей работой по проблеме.
• НОД «В стране родственных слов».
• НОД «Ловись рыба, рыбка и большая рыбища»
Самостоятельная деятельность детей
• Дидактическая игра с иллюстрациями, выбор любимых родственных слов.
• НОД (познавательное и художественно-эстетическое развитие) «В мире родственных слов».
• НОД (познавательное и художественно-эстетическое развитие) «Большой – маленький» предметы по выбору.
• Задание для детей и родителей изготовление книжки – малышки по теме «Родственные слова»
Работа с родителями
• Запуск анкет о предстоящей работе по проекту.
• Консультация: «Как умение подбирать родственные слова влияет на грамотность будущего школьника?»
• Рекомендации по изготовлению книжек – малышек.
• Выставка рисунков и книжек – малышек: «В мире родственных слов»
Работа с педагогами
• Организация совместной деятельности: ознакомление с планом работы, сроках реализации проекта, предстоящих мероприятиях работы с детьми.
• Консультация для педагогов группы «Как подбирать родственные слова».
• Викторина «Вопрос на засыпку» на неделе преемственности ДОУ – начальная школа.
• Презентация: «Родственные слова»
• Альбом: «Логопедические тропинки к родственным словам»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.
Определение уровня реализации проекта
• Подведение итогов реализации проекта
Определение перспектив дальнейшей работы
• Подготовка и проведение консультаций для педагогов.
• Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе
Трансляция педагогического опыта
• Презентация проекта «Логопедические тропинки к родственным словам» на районном семинаре – практикуме
Результаты проекта
У детей :
Сформированы представления о родственных словах. Умеют выделять главное и лишнее слово из группы родственных слов, из текста. Исключают лишние слова, не подходящие по смыслу. Умеют группировать родственные слова путем разделения по смыслу.
Успешно социализированы в обществе.
У родителей:
Участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.