Татьяна Яцкова
Проект «Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений«
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем интеграции двигательной, коммуникативной и музыкальной деятельности детей»
Яцкова Т. Ю., учитель-логопед, МБДОУ ЦРР №2 «Олененок», г. Якутск
Публикация «Проект „Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений„» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоционального состояния детей, приводящего к низкой работоспособности, быстрой утомляемости, недоразвитием общей и мелкой моторики, что препятствует эффективному обучению детей в дошкольном учреждении.
Данная сложившаяся ситуация не позволяет применять для коррекции общего недоразвития речи только традиционные методы приемы. Необходимо подобрать такие средства, которые бы оптимально способствовали активизации деятельности речевого центра мозга ребенка. Изучив ряд научных работ Г. А. Волковой, В. А. Гиляровского, Н. А. Власовой, нас заинтересовал такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, логопедическая ритмика. Эта форма активной терапии, цель которой является преодоления речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге- адаптация к условиям внешней среды.
Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром.
Однако реализуемая коррекционная программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка в школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» не предполагает использование логоритмики. Особенности коррекционной программы заключаются в построении изучаемого материала по лексическим темам.
Проанализировав методическую литературу и обширный практический материал многих авторов, занимающихся логоритмикой (Г. А. Волкова, Г. Р. Шашкина, А. Е. Воронова, А. Я. Мухина, и др.) мы увидели, что отсутствует система логоритмических занятий, основанная на лексических темах в соответствии с реализуемой коррекционной программой.
В связи с этим встала необходимость разработать систему логоритмических занятий на основе лексических тем в соответствии с программой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»
Цель проекта : разработать систему логоритмических занятий на основе лексических тем для коррекции речевого и психомоторного развития детей с ТНР.
В задачи проекта входило :
-выявить уровень моторной сферы и речевые особенности детей логопедической группы с диагнозом ТНР;
- разработать систему коррекционных занятий по логоритмике, способствующую речевому и психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста;
- апробировать систему логоритмических занятий в старшей и подготовительной группах детей с ТНР.
- определить степень эффективности использования данного метода для коррекции речи и психомоторного развития детей.
Вся работа проходила в несколько этапов.
I этап – диагностический
Цель: выявить особенности речевого и психомоторного развития детей старшей группы ОНР. Для определения уровня развития произвольной моторики дошкольников с ОНР, нами были использованы следующие методы :
Наблюдение. Наблюдение за детьми велось на музыкальных и физкультурных занятиях, на прогулках и в свободной деятельности детей.
Анализ направлений ПМПК.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией, раннего психомоторного и речевого развития, данные о нервно - психическом и соматическом состоянии.
Диагностика уровня моторного развития детей, предполагающая выявление состояние общей, мелкой и артикуляционный моторики детей, мимической мускулатуры.
В результате обследования изучения анамнеза, было выявлено, что 90% детей группы имели низкий уровень речевого развития, 65% детей низкий уровень психомоторного развития.
II этап – теоритический
Цель: разработать систему логопедических занятий в соответствии с требованиями коррекционной программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». В разработке системы логоритмических занятий участвовали логопед и музыкальный руководитель. В результате совместной работы был создан комплект методического обеспечения :
• подобрана структура логоритмического занятия (методика Г. А. Волковой, А. Е. Вороновой,Н. В. Микляевой)
• разработано тематическое планирование в соответствии с лексическими темами;
• разработаны конспекты занятий на основе тематического планирования;
• разработана картотека логоритмических упражнений, подобраны игры и упражнения, используемые на логоритмическом занятии.
Данная система логоритмических занятий будет наиболее эффективна при соблюдении ряда требований:
• занятия представляют собой тематическую и игровую целостность;
• повторение упражнений, используемых на логоритмическом занятии, в повседневной жизни (на прогулке, музыкальных занятиях, физминутках, вечерах развлечений и т. д);
• карточки с упражнениями еженедельно предлагать родителям в качестве вспомогательного материала для закрепления дома;
• содержание двигательного и речевого материала ежемесячно варьировать в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
III этап – практический
В ходе практических занятий с детьми был реализован комплекс логоритмических занятий, разработанный в соответствии с тематическим планированием.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
IV этап – диагностический
Цель: определить эффективность предложенной системы занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, проследить динамику речевого и психомоторного развития.
Сопоставление результатов обследования на начало и конец года, и так же анализ данных обследования узкими специалистами детского сада позволяют сделать вывод о том, что комплексная системная логоритмическая работа способствует преодолению речевых нарушений и развитий психофизических функций у детей. Наблюдается значительные нарушения в речевом развитии, эмоционально – волевой сфере, психическом и физическом развитии.
Положительная динамика результатов проведенной работы доказывает эффективность проделанной работы.
Проведенное нами исследование по использованию логоритмической ритмики как эффективного метода коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста имеет перспективы дальнейшего развития, которое предполагает овладение логоритмической технологией педагогами всех видов ДОУ так как она решает оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Литература:
1. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» Санкт-Петербург, Детство –Пресс, 2009
2. Костылева Н. Ю. «Покажи и расскажи» творческий центр «Сфера», Москва, 2007
3. Касицина М. А., Бородина И. Г., «Коррекционная ритмика». - М:. Издательство ГНОМ и Д, 2007
4. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет –М. : ТЦ Сфера, 2006
5. Микляева Н. В., Полозова О. А., РодионоваЮ. Н. Фонетическая и логопедичческая ритмика в ДОУ. -3-еизд. - М. : Айрис-пресс,2006
6. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика – АСТ : Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
7. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи – М. : Издательский центр «Академия», 2005
8. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5-7 лет-М. :ТЦ Сфера,2010