Светлана Маркеева
Проект летней оздоровительной деятельности «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
ПРОЕКТ
ЛЕТНЕЙ - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Экологическая тропа детского сада»
(подготовительная группа)
Воспитатели:
Малафеева М. П. ,
Маркеева С. А.
Арзамас, 2023 год
Срок: средне-срочный, июнь — август 2023 года
Тип: познавательный
Участники:
Воспитатели: Малафеева М. П., Маркеева С. А.
Дети группы Родители
Актуальность
Публикация «Проект летней оздоровительной деятельности „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Проекты летние
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект «Экологическая тропа детского сада» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников. Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей в экологически значимом пространстве. Это специально оборудованный, обучающий маршрут на природе.
Главная цель проекта - формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам, развитие познавательного интереса к живой природе, воспитание любви к природе, уважительного и заботливого отношения к ней.
Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения за объектами экологической тропы, экспериментируют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями.
Вид проекта : среднесрочный; познавательно- исследовательский.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Цель проекта : формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам, развитие познавательного интереса к живой природе, воспитание любви к природе, уважительного и заботливого отношения к ней.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию представлений детей о различных представителях растительного мира, находящихся на экологической тропе детского сада.
2. Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.
3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
4. Развивать наблюдательность.
5. Развивать творчество, воображение, мышление, внимание
6. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о растительном мире.
7. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
8. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предмет исследования:
Объекты экологической тропы детского сада :
Точка № 1 «Центральный цветник»
Точка № 2 «Огород»
Точка № 3 «Зелёная аптека»
Точка № 4 «Поле»
Точка № 5 «Сосна»
Точка № 6 «Цветник № 2»
Точка № 7 «Каштан»
Точка № 8 «Рябина»
Точка № 9 «Липа»
Точка № 10 «Лес»
Точка № 11 «Тополь»
Точка № 12 «Берёза»
Точка № 13 «Скворечник»
Точка № 14 «Птичья столовая»
Предполагаемый результат:
1. Сформированные знания о растительности детского сада в летний период.
2. Умение различать деревья, кустарники, цветы, лекарственные растения, растения поля и луга.
3. Умение детей выступать в роли экскурсовода по экологической тропе, рассказывать об объектах.
4. Желание детей вести пропагандистскую работу в целях защиты природы.
Предварительная работа.
1. Чтение художественной литературы: А. Фет «Печальная береза», Л. Толстой «Как ходят деревья», «Черемуха», «Старый тополь», «Яблони», И. Бунин «Березовый лист» и др.
2. Беседа с детьми о деревьях, растущих в нашей местности.
3. Наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке.
Рассматривание картинок, иллюстраций о деревьях, кустарниках цветах.
Опытно – исследовательская работа :
1. Рассматривание коры деревьев через лупу;
2. Распознание кустарников и деревьев по характерным признакам;
3. Рассматривание жилкования листьев с зарисовкой через лупу.
Художественно – творческая деятельность :
1. Лепка «Чудо-дерево» (с помощью веточек).
2. Объемная аппликация «Лес», «Дуб» (изготовление с помощью нетрадиционной техники из скомканной бумаги).
3. Рисование «Летнее дерево».
4. «Во поле береза стояла» (лепка с помощью веточек).
Физкультурно – оздоровительная работа :
- упражнения: «Веточка», «Деревце».
- бег между деревьями.
- упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».
-дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы березовой рощи».
- подвижная игра «Найди свой дерево».
Работа с родителями:
- Оформление экологической газеты «Берегите природу».
- Результаты проектной деятельности.
- Дидактические игры, фотографии досугов, изготовление макета «Лес», изготовление экологических газет.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационный: подбор и изучение литературы; - постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса; группировка материала, составление плана.
2 этап. Практический.
1. «Ознакомление детей с цветником № 1».
Наблюдения, беседы.
Цель: формирование эстетического восприятия окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия оттенков и цветов декоративных растений, формирование знаний названий цветов, умения их различать.
Рисование на тему «Цветы нашей клумбы».
Заучивание стихотворений «Клумба», «Петуния», «Бархатцы».
2. Экскурсия на огород.
Цель: расширение представлений о культурных растениях огорода, создание благоприятных условий произрастания овощей.
Отгадывание загадок про овощи, лепка «Летний натюрморт».
3. «В гости к доктору Айболиту» - путешествие к аптечной грядке (Ознакомление с объектом «Зелёная аптека»).
Цель: формирование представлений о лекарственных травах, их применении.
Сбор лекарственных трав, отгадывание загадок о лекарственных растениях.
4. Экскурсия на поле.
Цель: ознакомление с культурными растениями поля, их значении в жизни людей, формирование представлений о сельскохозяйственном труде людей.
Чтение и заучивание стихов о зерновых культурах, отгадывание загадок.
5. Экскурсия к объекту № 5 «Сосна».
Цель: формирование представлений о хвойных деревьях, их особенностях, формирование умения различать хвою и шишки ели и сосны.
Рассматривание через лупу коры деревьев, под микроскопом – хвои. Заучивание стихотворения «Сосна».
6. Наблюдение за растениями объекта № 6 «Цветник № 2».
Цель: формирование представлений о цветах пион, ирис, хоста.
Рисование «Пионы на нашей клумбе».
7. Рассматривание каштана, знакомство с его особенностями.
Чтение стихотворения «Каштан»
8. Знакомство с объектом № 8 «Рябина».
Цель: формирование представлений о рябине, как представителе древесных растений.
Отгадывание загадок о рябине, изучение народных примет, связанных с рябиной.
9. Изучение объекта № 9 «Липа».
Цель: формирование представлений о липе, ее коре, листьях, цветках и их лекарственных свойствах.
Чтение стихов о липе, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о липе. Сбор липового цвета для чая.
10. «Путешествие в лес».
Цель: Учить различать деревья и кустарники; учить работать по схемам; воспитывать интерес к окружающему миру.
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Цель: запоминание названия дерева, как оно выглядит; умение различать деревья по стволу, коре, листьям.
Чтение стихов, заучивание пословиц и поговорок. Рисование на тему «Берегите лес!», беседа на тему «Берегите лес от пожара».
11. Экскурсия к объекту № 11 «Тополь».
Цель: формирование представлений о тополе, его особенностях.
Чтение стихов, отгадывание загадок, рассматривание тополиного пуха.
12. «В гости к деревьям». Экологическое развлечение + эксперимент.
Цель: Рассматривание коры деревьев, листьев.
13.. «Во поле береза стояла». (Ознакомление с объектом № 12 «Берёза»)
Комплексное занятие музыка + лепка.
Цель: Создать радостное настроение у детей, вызвать желание танцевать под знакомые песни, лепить березовую рощу.
14. «Правила друзей леса» (беседа)
Цель: закрепление правил поведения в лесу.
15. Экскурсия к объекту № 13 «Скворечник».
Цель: закрепление знаний о перелётных птицах (скворцах, особенностях их строения, повадок, образе жизни, воспитании птенцов.
Рисование на тему «Скворец на веточке», чтение стихотворения «Как построил ч скворечник», отгадывание загадок.
16. Путешествие к объекту № 14 «Птичья столовая».
Цель: формирование представлений о разновидности птиц, умение различать и называть зимующих и перелётных птиц, знание их значения в природе, воспитание доброго и заботливого отношения к птицам.
17. «Открывай и изучай природу родного края». Игра – путешествие.
Цели: Формировать экологические знания о лесе; закреплять знания о животном и растительном мире родного края.
18. «Посадим лес». Комплексное занятие + аппликация.
Цели: Закрепить знания о строении дерева и кустарника, о их отличительных признаках; Воспитывать любовь к окружающей природе и желание заботиться о ней.
19.. «Мы экскурсоводы» - самостоятельное проведение детьми экскурсий к любому объекту экологической тропы.
20. «Берегите природу». Экологическая газета.
3 этап. Заключительный
- распространение опыта в детском саду;
- презентация проекта.
- конспекты досугов; - фотографии мероприятий, работ детей;
- рисунки детей (выборочно);
- художественное слово к мероприятиям.
4 этап. Подведение итогов.
Комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности способствует :
1) росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;
2) осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе с взрослыми.
Список литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
3. Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. Детство-пресс. 2002.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми).
5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.
6. Паспорт экологической тропы муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №35"