Лариса Титова
Проект «Лента Мёбиуса» — эффективная технология в формировании элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы:
Мы в детском саду решили заняться увлекательным делом - изготовлением аппликаций, но необычных (из колечек). Вот на одном из таких занятий мы склеивали кольца, и один воспитанник неправильно склеил одно из них, перекрутив его. Получилась очень интересная фигура. Выяснив, из дополнительных источников, что эта фигура называется лентой Мёбиуса, нам захотелось больше узнать о ней и о её удивительных свойствах.
Направление: Математика
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников. Срок реализации проекта : 1 месяц.
Темочки:
- Лента Мёбиуса
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Объект исследования: Лента Мёбиуса;
Предмет исследования : Свойства Ленты Мёбиуса;
Гипотеза: предположим, что у ленты Мёбиуса 2 стороны и при разрезании ленты Мебиуса посередине должно получиться 2 ленты Мёбиуса.
Цель работы: исследовать поверхность ленты Мебиуса и его свойства.
Задачи:
• Изготовить модель ленты Мёбиуса;
• Познакомиться со свойствами ленты Мебиуса. Разгадать её «тайны», сравнивая со свойствами бумажного кольца.
• Найти объекты в окружающем мире, имеющие сходство с лентой Мёбиуса.
Методы исследования: анкетирование, экспериментирование.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный
II этап - основной (практический)
III этап – заключительный
Подготовительный этап:
-Определение цели и задач проекта.
-Привлечение родителей.
-Чтение познавательной литературы.
-Проведение анкетирования с воспитанниками и родителями.
-Сбор материала об истории возникновения «Ленты Мёбиуса».
Основной этап:
-Выбор каждым того, что он будет делать.
-Подготовка необходимого материала.
-Продуктивная деятельность совместно с детьми (выставка работ «Чудесная аппликация», аппликация из колечек «Чудо-дерево», «Гусеница» объёмная аппликация).
-Изготовление «Ленты Мёбиуса» и кольца.
-Эксперимент «Загадочная линия».
Необходимые материалы :
- бумажное кольцо и лента Мёбиуса;
Цель - выяснить, что произойдет с бумажным кольцом и лентой Мебиуса при закрашивании.
Результат: При закрашивании бумажного кольца, закрасились обе стороны. Берём фломастер и, не отрывая его от бумаги, не переходя через край листа, закрашиваем нашу «волшебную ленту». При закрашивании листа Мебиуса закрасилась одна сторона.
Вывод: у бумажного кольца - две стороны, а у ленты Мебиуса - одна.
-Эксперимент «Удивительное разрезание».
Разрезание кольца и листа пополам (разрезание посередине).
Цель: Выяснить, что произойдет при разрезании кольца и ленты Мебиуса посередине.
Результат: Разрезаем бумажное кольцо и ленту Мёбиуса пополам (вдоль всей длины). Сначала разрезаем обычное кольцо. При разрезании в руках окажутся два круга, разъединённых между собой. При разрезании ленты в руках окажется одна длинная лента, только перекрученная дважды похожая на цифру 8.
Вывод: Наша гипотеза, что при разрезании ленты Мебиуса посередине получается 2 ленты Мебиуса, не подтвердилась.
-Индивидуальные консультации родителей по изготовлению «Ленты Мёбиуса» и «Афганской ленты».
-Сбор информации о применении ленты в быту, строительстве и архитектуре.
Заключительный этап:
Демонстрация проекта перед детьми группы.
Результаты исследования были оформлены в форме презентации, стенда, буклета и альбома детских работ.
Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через анализ детской деятельности, продуктивной деятельности. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Участвуя в реализации проектов :
-Дети учились выражать свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
-Учились вносить свой вклад в общее дело, радоваться успехам.
-Самостоятельно анализировать полученные результаты.
Умения и навыки исследователя, полученные в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий и ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде).
Вывод:
Лента обладает замечательными свойствами и находит применение в нашей жизни. Она интересна не только математикам, но и физикам, биологам, писателям, художникам, скульпторам, инженерам, школьникам и нам дошколятам.
Конечно же, главная ценность ленты Мёбиуса состоит в том, что он дала толчок новым математическим исследованиям. Именно поэтому её часто считают символом математики и изображают на различных эмблемах и значках.
Исследовать эту поразительную поверхность очень увлекательно.
В ходе эксперимента мы изготовили ленту Мёбиуса и сделали следующие выводы:
- Лента Мёбиуса - односторонняя поверхность.
- Лента Мебиуса обладает удивительными свойствами превращения. При разрезании ленты вдоль по линии, равноудалённой от краёв. Вместо двух лент Мебиуса получилась одна длинная двусторонняя лента, которую называют «афганская лента».
Зная свойства Ленты Мёбиуса, можно придумать различные фокусы и развлечения и даже сделать ёлочную игрушку.