Ксения Отегова
Проект «Легенды седого Урала» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Легенды седого Урала»
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал…
Аннотация
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Легенды седого Урала» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Публикация «Проект „Легенды седого Урала“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Цель проекта: воспитание чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.
Задачи проекта:
I. Образовательные задачи:
1. Формировать у детей представления о родном крае: история, символика, достопримечательности.
2. Расширить знания детей о флоре и фауне родного края
3. Познакомить с культурой и традициями Урала.
4. Развивать интерес к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.
II. Воспитательные задачи:
1. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Пробудить в детях чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям.
III. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Сформированность мотивации детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Сформированность представлений о родном крае, его истории и легендах.
Развитие социально – значимых качеств личности
Ответственное отношение детей к окружающей среде
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, сотрудники детского сада
Сроки реализации проекта: январь-апрель
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (январь)
Цель: Создание условий для реализации проекта
1. Рассматривание иллюстраций:
Горы Урала
Природа Урала
Фауна Урала
Флора Урала
2. Беседы:
«Моя Родина – Урал!».
«Возникновение Урала. Его история».
«О чём рассказали старые фотографии»
Легенды Урала
3. Дидактические игры: (дидактические игры по краеведению)
«Узнай, где я нахожусь?»
«Собери картинку»
«Бабушкин сундучок»
«Я - фотограф»
«Вот моя улица, вот мой дом родной»
4. Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем.
5. Просмотр видеоматериалов, фильмов о Родном крае
II этап – внедренческий (февраль, март)
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта
1. Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали летом с родителями)
2. Знакомство с природными памятниками Урала (Гора «Шунут», гора «Старик-камень», святой источник «Платонида» и другими.)
3. Знакомство с местными легендами, которые существуют с давних времен и повествуют об истории и уникальности, некоторых природных объектов Урала)
3. Беседы с детьми и виртуальные экскурсии (по средствам мультимедиа презентации) по заповедникам Урала, на территории которых так же содержится огромное количество уникальных природных объектов, интересных растений и редких животных.
4. Разучивание стихов, песен об Урале, знакомство с фольклором Урала, проведение занятий – игр «Знакомство с играми бабушек и дедушек Урала» (при содействии музыкального руководителя)
5. Художественно- продуктивная деятельность
Урало – сибирская роспись
Лепка «Животные и птицы Урала
Изготовление макета «Гора Шунут» (коллективная работа)
III этап – Итоговый (Апрель)
Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов
1. Проведение родительского собрания, презентация результатов проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация)
2. Игра – викторина: «Что мы знаем об Урале»
Текст выступление детей перед родителями и детьми из параллельной группы с сообщением «Природные памятники Урала»
Презентация детьми некоторых итогов и выводов по проекту»
Ребенок 1. Мы с вами живем на Среднем Урале среди зеленых гор и нескончаемых лесных просторов. Раньше это была земля мастеровых людей и углежогов, сейчас — это кладовая природы. У нас много красивых рек, озер и целебных источников, которыми славится Урал. Именно у нас находятся скалы, где бродил Данило-мастер, лабиринты таинственных подземелий, и творения уральских мастеров, которые восхищают всех, кто знакомится со Свердловской областью поближе.
Ребенок 2. Поэтому наша с вами задача сохранить эти уникальные места и природные памятники, как для себя, так и для следующих поколений. Но на сегодняшний день сохранить памятники становится все труднее и труднее. С появлением большого количества транспорта, люди все чаще выезжают отдыхать на природу, устраивают там пикники, жгут костры, оставляют мусор, нанося тем самым вред природе нашего края.
Ребенок 3. Одним из таких излюбленных для отдыха мест является гора Шунут (или другое название Шунут-Камень). Это одна из самых высоких гор на Среднем Урале. Гора Шунут это живописные скалы, поросшие густым лесом. Забравшись на вершину горы каждый может насладиться видом на зеленое море тайги. Поэтому сюда часто приезжают туристы, полюбоваться красотой и отдохнуть от городского шума.
Ребенок 4. К сожалению, после отдыха они оставляют много мусора, не затушенные костры, создавая тем самым пожароопасную обстановку. Кроме того не редко, люди оставляют различные надписи (так называемые метки) на скалах, нарушая тем самым природную целостность, естественность и красоту. Нам с ребятами так понравились увиденные фотографии с изображением «Шунута», что мы решили сделать свою собственную гору, чтобы и у нас в группе была частичка Урала. (Презентуют макет)
Ребенок 5. Недалеко всего в 5 км от горы Шунут находится Старик-камень, не менее популярный по посещаемости. который так назвали потому что он похож на человеческое лицо, а раньше до того как часть скалы обрушилась, она напоминала старика в фуражке. С тех пор ее так и зовут. Есть и легенда об этом камне: Давным-давно жила девушка, которую хотели выдать замуж за нелюбимого человека, а она была влюблена в другого. Из за этого она сбежала из дому и поселилась в лесу около деревни Краснояр. А все это время ее любимый ходил по седому Уралу и искал ее. Даже несколько раз проходил мимо ее жилища, но так и не смог заметить не большую землянку. А однажды обессиленный вечным путем, он присел отдохнуть на берегу да не смог больше подняться, окаменел. А люди прозвали эту ока менелость Старик – Камень.
Ребенок 6. Сегодня сюда так же приезжают туристы, чтобы своими глазами увидеть необычный памятник природы. И опять же большинство совсем не задумывается о его сохранности. Часто люди забираются на скалу, чтобы сделать эффектное фото или просто ради развлечения, нанося тем самым механические повреждения. Из-за этого скала разрушается быстрее обычного.
Ребенок 7. По этой же легенде невесту «старика» звали Платонидой. В честь нее назван находящийся в лесу целебный источник, рядом с которым она жила и умерла. Предание гласит, что если искупаться в водах источника в одежде, и оставить ее здесь, то с ней останутся все болезни. Издалека сюда шли люди: молились в часовне, купались в ледяной воде целебного источника и набирали с собой воды.
И сейчас сюда идут верующие люди и просто туристы. Однако иногда приходя сюда люди забывают, что это святое место. Ведут себя не красиво, устраивают праздники, и при этом часто засоряют святой источник.
Ребенок 8. Всего в 2 километрах от Старика в низине между гор находится Моховое болото. Именно отсюда берет начало известная своей красотой река Серга. Она начинается с маленького ручейка и долгое время течет на север, потом поворачивает на юг и протекает по территории популярного природного парка «Оленьи ручьи».
Ребенок 9. Данный парк еще одно из живописнейших мест Среднего Урала. Здесь много природных и исторических достопримечательностей, в том числе десятки пещер. И среди них самая главная, а следовательно, и самая большая пещера в Свердловской области «Дружба». Здесь находится самая древняя в Свердловской области сосна и береза, тут встречаются тайга и лесостепь. На территории парка обитают лось, бурозубка, кабан, косуля, хомяк, хорь.
Ребенок 10. И даже здесь не смотря на то, что это место является заповедной, охраняемой зоной, люди наносят вред природе. Рубят и повреждают деревья, собирают букеты из редких цветов и растений, а посещая пещеры, сбивают со стен иней и ломают ледяные натеки.
Ребенок 11. С наступлением лета большинство предпочитают уезжать отдыхать на юг нашей страны или за границу. Но, как мы выяснили и в родных местах есть чем насладиться целебный воздух, незабываемые пейзажи, чистые горные реки.
Все вместе:Давайте любить и беречь родные места!
Приложения
Выступление детей с презентацией по итогам проекта
Стихи об Урале
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
— Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
***
Страна малахита
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(В. Степанов)
***
На Урале
Не бывали на Урале?
Жалко, если не бывали,
И не видели, к примеру,
Вы Кунгурскую пещеру,
Где блестит на стенах лед
И не тает круглый год.
Сквозь кустов густую сень
Там течет река Ирень,
Извиваясь как змея.
По реке той плавал я.
И смотрело с берегов
Стадо сонное коров:
– И куда они плывут?
Ведь всего приятней тут.
Склоны гор в лесной клубнике,
Костянике, землянике,
А под соснами блестят
Шляпки желтые маслят.
А с горы кругом видна
Вся зеленая страна!
(Р. Алдонина)
***
Живу я в глубине России
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга…
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте,
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей,
Строже, может быть.
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – всё то же.
И доброта,
И песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена!
(Л. Татьяничева)
Список литературы
1. Архипова Н. П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы. – Свердловск: Сред. -Урал. кн. изд-во, 1990. – 224 с. : ил. +вкл 32 л.
2. Воронкевч О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст) – СПб. : - «Детство – Пресс», 2010 – 496 с., ил. – Прил: 1 электрон. опт. диск (Библиотека программы «Детство»).
3. Курочкин Ю. М. «Уральские находки» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1982. – 272 с.
4. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. / Под. ред. Л. М. Маневцовой: СПб: Детство – ПРЕСС, 2003 – 112 стр.
5. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с. : ил.
6. Е. Масленников, П. Истомин «Маршруты Среднего Урала» Физкультура и спорт", Москва, 1971 г.
7. Слукин В. М. "Тайны Уральских подземелий" Свердловск; Сред. -Урал. кн. изд-во, 1988 г. - 272 с.
8. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160 с.
9. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей. Книголюб, 2003 – 104 с. (Развивающие сказки для детей.)