Наталья Хмелевская
Проект «Ландшафтный дизайн» для подготовительной группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Воспитатели: Лаптева Г. Р., Хмелевская Н. А.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско - творческий.
По содержанию: творческий.
По числу участников проекта: групповой (все желающие).
Участники проекта: дети, родители, педагоги, администрация ОУ, социальный партнер (ООО «Благоустройство»).
По времени проведения: Март 2023г. - Май 2024г.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Возраст детей: старший.
Темочки:
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, на долго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод проектов.
Проблема:
Проводя весной экскурсию по территории детского сада, мы обратили внимание детей на цветочные клумбы. Дети вспоминали, какие цветы росли на этих клумбах, и как красиво было всё прошлое лето. Они поделились воспоминаниями о своих путешествиях. О том, какие красивые и необычные клумбы видели в разных городах. Им захотелось узнать о людях, которые создают такую красоту и ухаживают за растениями. У ребят возникло желание помочь взрослым в оформлении клумб нашего детского сада.
Дети высказывали свои идеи и предположения: (можно посадить много цветов, поставить скамейки и приходить сюда отдыхать; можно сделать клумбу в виде какого – нибудь животного; можно разбить клумбу вокруг дерева и т. д.) Все идеи можно воплотить в одном проекте и посадить на территории детского сада много замечательных цветов. Растения будут радовать нас цветением все лето и часть осени. Среди цветов становится радостно на душе и легко на сердце. Это будет место, где мы сможем не только отдыхать, но и наблюдать за ростом цветов, условиями их жизни.
Актуальность:
Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру это единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, к всестороннему развитию личности ребёнка.
Как помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу людям. Поэтому встал вопрос и о ранней профориентации детей дошкольного возраста. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. Одной из таких профессий, с которой мы хотели познакомить дошкольников, стала ландшафтный дизайнер.
Реализация проекта на территории детского сада будет способствовать тому, что через знакомство с профессиями по ландшафтному дизайну дети обогащают знания и представления о труде взрослых, расширяют свой словарный запас, а также узнают о важности и значимости данных профессий в целом.
Иногда хочется бросить все и уединиться там, где легко и спокойно, где каждая мелочь – цветок, куст или камешек – доставляет удовольствие. Это будет способствовать формированию у детей эстетических чувств.
Гипотеза:
На протяжении нескольких лет наше дошкольное учреждение работает в инновационном режиме, направленном на ознакомление дошкольников с профессиями взрослых. На основании проделанной работы возникла идея разработать долгосрочный проект, который будет включать в себя знакомство детей с новыми профессиями, которые необходимы для окружающей среды - ландшафтный дизайнер. Создание наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ; комплексной системы погружения воспитанников в мир профессий и создания условий для более эффективного интереса к профессионально-трудовой деятельности ребенка, через ознакомление с трудом взрослых сформируют у детей ценностные ориентиры, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.
Цель проекта:
Формирование представления детей о профессии ландшафтный дизайнер, его роль и назначение в жизни людей.
Задачи проекта:
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к данным профессиям.
2. Способствовать усвоению детьми нравственных и этичных норм.
3. Формирование сознательного отношения к труду.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
Развивающие:
1. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности детей.
2. Развивать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения.
3. Развивать диалогическую речь детей и коммуникативные навыки, в процессе деятельности.
4. Развивать творческие способности, активность и любознательность.
Образовательные:
1. Формировать у детей представление о профессиях, необходимых для улучшения окружающей среды: ландшафтный дизайнер, флорист, садовник озеленитель, цветовод-декоратор.
2. Познакомить детей с понятием «ландшафтный дизайнер».
3. Формировать представление детей о многообразии растительного мира.
4. Ввести в активный словарь термины: флорист, ландшафтный дизайнер.
5. Учить детей самостоятельно создавать варианты ландшафтного дизайна, используя приемы моделирования, составления схем и использования предметов – заместителей.
Продукты проекта:
Для детей:
создание ландшафтного столика
оформление макетов
организация выставки
фотоальбом с ландшафтным дизайном
фотоальбом с садовыми цветами.
Для родителей: фотоальбом с ландшафтным дизайном, создание участка «Райский уголок»
Для педагогов: папка с методическими материалами, фоторепортаж.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
у детей сформируются знания о профессии ландшафтный дизайнер; научатся выращивать и ухаживать за растениями, оформлять цветники; сформируются условия для дальнейшего выбора профессии; сформируются навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Для родителей:
Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создает атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширяет их знания о правилах создания ландшафтных композиций с приемом подбора растений с учетом их биологических признаков.
Важным результатом проекта является мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию. Участие в реализации проекта должно убедить родителей в важности своего влияния на развитие ребенка, научить содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.
Для педагогов:
1. Создание предметно развивающей среды.
2. Совместная работа с родителями по расширению знаний детей.
3. Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции педагога.
Обеспечение:
Методическое:
- «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлева В. Н.
- Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию»
Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии»
Жаренкова Н. З. «Знакомимся с профессиями»
- Интернет-ресурсы: maam.ru, nsportal.ru
Материально-техническое:
- иллюстрации, картинки и презентации о цветах, насекомых, стол для ландшафтного дизайна, схемы ландшафтного дизайна, предметы- заместители для составления композиций;
- мультимедийное и интерактивное оборудование;
- художественные произведения по теме проекта.
Перспективный план к проекту «Ландшафтный дизайн»
Этапы
1 этап.
Подготовительный этап
Март • Проводились беседы: о труде садовода, о цветах, насекомых,
«Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Жители цветочной клумбы»(о насекомых).
• Рассматривали альбомы, слайды и иллюстрации (цветов, насекомых,
ландшафтного оформления территорий).
• Читали стихи, загадки, пословицы о цветах и насекомых.
• Читали художественную литературу: «Золотой луг» М. Пришвин, «Желтый, белый и лиловый» Н. Павлова, «В живой комнатке» Н. Павлова. Сказка «Аленький цветочек»,
Познакомили детей с профессией садовник, дали представление о том, чем занимается садовник (ухаживает за цветами).
Дали представление о разных видах цветов (полевые, садовые, первоцветы, и т д) и что могут творить цветы с человеком.
Показали презентации «Взаимосвязь цветов и насекомых», «Как распускаются цветы».
2 этап.
Организация работы над проектом.
Апрель-май
• Провели родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас». «Ландшафтный дизайн» - консультация для родителей в родительском уголке.
• Познакомили детей на открытом занятии с профессией «Ландшафтный дизайнер», дали представление о том, чем занимается (составляет проекты озеленения, организует работы по обустройству участка и руководит озеленением территории).
•Провели дидактические игры: «Собери цветок», «Что сначала что потом?», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек».
• НОД: ознакомление с окружающим «Первоцветы».
• Интегрированное занятие по родной природе и аппликации тема: «Первые цветы»
• Художественная деятельность: рисование тема: «Весенние цветы», «Нарисуй букет»;
• Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?», «Посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, наблюдение за цветами, высадка рассады на клумбу).
3 этап. Практическая деятельность по решению проблемы.
Июнь-август
• Аппликация из необычного материала на тему «Мой любимый цветок».
• Лепка тема: «Красивый цветок»;
• Тематическая неделя «В мире цветов»
• Праздник цветов
• Викторина «Что мы знаем о цветах?»
• Акция с родителями «Цвети любимый детский сад»
• Высаживание цветов на клумбы с детьми.
• Наблюдение за ростом цветов.
• Оживление участка на территории д/с с родителями.
• Выставка цветов из разного материала «Как прекрасно в мире цветов»
Заинтересовали детей в создании цветочной клумбы, побуждали с помощью игр и бесед к проявлению творчества, фантазии, высказыванию своих идей по созданию клумбы.
Произвели отбор растений для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста, а также согласно проекта, представленного родителями.
Ухаживали за клумбой в течение лета, наблюдали за развитием растений, использовали агротехнические приемы в уходе за растениями, занимались сбором семян цветов.
4 этап. Изготовление материалов для практических упражнений
Сентябрь- Апрель:
• Изготовление ландшафтного столика;
• Изготовление элементов ландшафтного дизайна из вторсырья для Экологического проекта;
•Изготовление предметов ландшафтного дизайна для дидактической игры «Собери ландшафтную композицию»;
• Рисование схем для игры;
• Привлечение родителей к изготовлению предметов ландшафтного дизайна дома вместе с детьми для создания композиций;
• Изготовление альбомов «Парк Галицкого» и «Ландшафтный дизайн».
• Викторина «Что мы знаем о цветах?»
• Проведение открытого занятия «Знакомство с профессией ландшафтный дизайнер»
5 этап Презентация продукта деятельности.
Апрель
• Презентация проекта (Воспитатели, родители и дети)
• Проведение мастер – класса для гостей и педагогов садика
«Изготовление материалов и схем для дидактической игры «Собери ландшафтную композицию» на ландшафтном столе.
Литература:
1. Т. И. Бобкова «Художественное развитие детей 6-7 лет» Творческий центр Сфера 2014г
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт- Петербург Детство - Пресс 2015г.
3. Т. В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Сфера 2011г.
4. ГолицынаС. С. «Конспекты комплесно – тематических занятий подготовительная группа». Интегрированный подход. Москва Скрипторий
2003 2016г.
5Д. Н. Колдина «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет». Москва Мозаика –синтез 2014г.
6. Леонова Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной группе». Санкт-Петербург Детство-Пресс2015г.
7. Ленова Н. Н. Художественное творчество (Планирование конспекты) Волгоград: «Учитель»,2014.
8. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург Детство-Пресс2015г.
Н. В. Нищева» Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий». Санкт-Петербург Детство-Пресс2013г.
9. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва Гуманитарный Издательский Центр Владос2008г.
10. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду»
11. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;