Наталья Зуйкова
Проект «Культурные практики формирования у детей направленности на мир семьи»
▼ Скачать
Актуальность выбранной темы:
Ценность семьи для растущего человека трудно переоценить: это точка отсчета. Именно в семье ребенок получает первые уроки жизни, здесь складываются первые представления об окружающем мире, о добре и справедливости, ответственности долге.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для того чтобы семья и детский сад стали ближе друг к другу надо создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимодействия по всем вопросам воспитания и обучения.
Публикация «Проект „Культурные практики формирования у детей направленности на мир семьи“» размещена в разделах
Культурные практики ребенка в контексте формирования направленности на мир семьи понимается как :
- разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка формы семейного опыта;
- жизненные пробы новых способов деятельности и поведения в семье;
- приобретение духовного, нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, помощи членам семьи.
Освоение культурных практик предполагает включение ребенка в поведенческие ситуации. В этих практических процессах – пробах дошкольник в соответствии с собственными мотивами и потребностями овладевает и присваивает разнообразные образцы – ориентиры опыта семейной жизни:
- овладевает доступным ему объемом знаний о прошлом, настоящем и будущем его семьи;
- приобщается к культурным, нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в семье;
- осваивает различные формы проявления личностных качеств, позитивно влияющих на отношения в семье : забота, доброта, сочувствие, сопереживание, преданность, ответственность, справедливость и др.
- осваивает способы познания, образцы деятельности и возможные способы переноса содержания опыта семейных отношений.
Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем больше условий для формирования у ребенка направленности на мир семьи.
Цель проекта :
Проектирование образовательной деятельности по формированию у детей направленности на мир семьи в процессе освоения культурных практик.
Задачи проекта :
1. Разработать содержание и технику освоения детьми культурных практик : чтение, коллекционирование и фольклор.
2. Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей в научении детей способам присвоения, сохранения и приумножения культурного опыта семьи.
Этапы реализации проекта :
1 этап Подготовительный.
1) Изучение методической литературы;
2) Анкетирование родителей на тему «Семейные традиции, как источник направленности на мир семьи»;
3) Изучение и культивирование в детском саду традиций семейного воспитания как источника позитивной социализации ребенка;
2 этап Основной
1) Освоить авторскую технологию О. В. Дыбиной «Культурные практики формирования у детей направленности на мир семьи».
2) Изучить универсальные культурные практики : чтение, коллекционирование и фольклор.
3) Разработать и осуществить перспективный план по реализации технологии «Культурные практики формирования у детей направленности на мир семьи» по форме :
-формы работы
- программное содержание;
-материал;
- предварительная работа;
- рекомендации по проведению.
- Ознакомить родителей с перспективным планом по реализации технологии «Культурные практики формирования у детей направленности на мир семьи» в МБДОУ.
3) Проведение просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей :
-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»;
-памятки;
-создание странички на сайте МБДОУ;
-консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- распространение опыта семейного воспитания;
-родительские собрания.
4) Развитие сотрудничества и партнерских отношений с родителями
с целью вовлечения их в единое образовательное пространство «Детский сад+ семья» через мероприятия:
- Дни открытых дверей;
- Дни здоровья;
- Недели творчества;
- Совместные праздники, развлечения;
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах;
3 этап Обобщающий.
- Проблемно – ориентированный анализ результатов по разрешению проблемы проекта.
- Соотнесение полученных результатов целью и задачами.
- Изучение результативности работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
1. Будет спроектирована образовательная деятельность по формированию у детей направленности на мир семьи в процессе освоения культурных практик.
2. Будет разработано содержание и техника освоения детьми культурных практик : чтение, коллекционирование и фольклор.
3. Взаимодействие педагогов и родителей обеспечит научение детей способам присвоения, сохранения и приумножения культурного опыта семьи.
4. Будет обеспечено активное привлечение родителей к воспитанию детей.
5. У воспитанников сформируется ценностное отношение к семейным традициям.