Светлана Попенко
Проект Культура и традиции русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
«Культура и традиции
русского народа»
Название проекта: «Культура и традиции
русского народа»
Участники проекта:
• Воспитатели: Попенко С. В., Романова О. В.
• Дети старшей группы «Малинка»
• Родители, группы «Малинка»
• Преподаватель по ИЗО: Марченко М. А.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Актуальность проекта:
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры и игрушки были у детей? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь лучше узнать прошлое своего народа и был создан данный проект.
Проблемой на сегодня является отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа и повышенный интерес к западной культуре.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь лучше узнать и уважать своё прошлое и создан этот проект.
Цель проекта:
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа.
Задачи проекта:
Расширять представление о культуре русского народа, о русских народных традициях, о народном прикладном искусстве, народном костюме, русским народным праздникам, играм, игрушкам и т. д. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Повышать активность родителей к изучению и уважению национальной культуры русского народа.
Предполагаемый результат:
- Уровень знаний у детей повысится с первоначального уровня.
- Сформируется интерес и любовь к культуре русского народа.
- Разовьется художественный вкус и творческий потенциал каждого ребенка.
- Сформируется художественно-речевые навыки, пополнится словарный запас детей.
- Разовьется умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
- Повысится интерес родителей к изучению и уважению национальной культуры.
Этапы и мероприятия по реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом.
- Планирование работы по реализации проекта.
- Разработка методов и приемов работы по теме проекта.
- Подбор материала.
2 этап. Основной
Познавательно – речевая деятельность:
НОД: «Культура и традиции русского народа», «Русский национальный костюм».
Беседа: «Русский народ - великий народ», «Россия, Родина моя», «Традиции. и быт русского народа», «Семейные традиции», «Русское декоративно-прикладное творчество».
- Чтение художественной литературы: Рассказывание русской народной сказки «Жихарка», «Хаврошечка», «Лисичка сестричка и серый волк», "Снегурочка", «Заяц-хвастун», «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб,«Лукошко».
В. Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский «Наше Отечество», М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны», З. Александрова «Моя Родина», А. Прокофьев «»Родина», С. Есениин «Гой, ты Русь моя Родная».
- Изучение пословиц и поговорок русского народа.
- Рассматривание фото, картин, иллюстраций по теме проекта.
- Просмотр презентации: «Культура и быт русского народа», «Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
- Презентации: «Русская изба», «Русский костюм».
- Рассматривание альбомов: «Гжель», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка, «Хохлома».
- Рассматривание макета: «Русская народная изба».
Игровая деятельность:
- Русские народные игры: «Перетяни канат», «Ручеек», «У дедушки Трифона», «Олени и пастух», «Море волнуется», "Курилка", «Гори - гори ясно».
- Дидактические игры: «Оденем русский национальный костюм», «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?».
- Речевые игры: «Посчитай-ка»,«Четвертый лишний?», «Образуй похожее слово», «Что перепутал художник?, «Назови правильно».
- Настольно – печатные игры: «Укрась фартук», «Собери узор», «Сказочная мозаика».
Инсценировка сказок: «Гуси лебеди», «У страха глаза велики».
Художественно – творческая деятельность:
- Музыка:
- Слушание и разучивание народных песенок, закличек, потешек.
- Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с русской народной мелодией.
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Разучивание русской народной песни: «Во поле береза стояла».
- Знакомство с обрядовыми песнями масленицы
- Разучивание русского хороводного танца: «Карусель».
- Аппликация:«Русская матрешка», «Украшение кокошника и кушака».
- Лепка: «Гжельский чайник», «Дымковский конь».
- Конструирование: «Русская изба».
- Ручной труд: «Куклы-пеленашки».
- Рисование: «Русский сарафан», Украшение фартука узором городецкой росписи. Праздничные народные гуляние, Масленица.
Развлечение: «Разудалая масленица».
Работа с родителями:
- Ширма – раскладка: «Моя Россия».
- Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей по теме проекта.
- Консультация для родителей: «Культура, традиции и обычаи русского народа».
- Подготовка к масленичной недели.
-Конкурс: «Лучшие блины».
3 этап. Заключительный:
- Выставка детских рисунков и работ.
- Создание мини музея: «Предметы русского народного быта».
- Фотоотчет.
- Подведение итогов реализации проекта.