Ольга Моисеева
Проект по финансовой грамотности «Куда мама тратит деньги»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Ребята нашей группы очень часто задают вопросы: «Куда мама тратит
деньги?», «Почему вчера деньги были, а сегодня нет?». Статистика
показывает, что многие семьи имеют достаточно ограниченный бюджет и
живут «от зарплаты до зарплаты». Дети просят купить у родителей игрушки
или сладости, но слышат в ответ: «Денег нет!», что нередко вызывает
негативные эм
оции, капризы.
Исходя из этой проблемы возник наш проект, в ходе которого было решено
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
сформировать у детей первичные элементарные представления об
экономических понятиях: потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и
услугах, а также личностных качествах финансово грамотного человека:
бережливость, организованность.
Цель проекта: расширение экономического кругозора дошкольника,
представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие,
бережливость, хозяйственность, экономность.
Проблема: дети не имеют достаточных представлений об экономических
понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена.
Ожидаемые результаты: начало взаимодействия детей и родителей в
сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через
интересный и познавательный сюжет дети познакомятся со сложными
финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполнят задания
по финансовой грамотности.
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
По содержанию: педагог, ребенок и родители.
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: групповой
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный
Продукт проекта: изготовление лэпбука «Азбука финансов», создание
картотеки дидактических игр, изготовление банкомата.
Цели и задачи проекта:
Для педагогов:
1. Сформировать у детей понятие «семейный бюджет».
2. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость,
смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела,
осуждать жадность и расточительность.
3. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.
4. Обогащать и активизировать словарный запас.
Для детей:
1. Проявлять уважительное отношение к труду взрослых.
2. Научиться находить отличительные и сходные признаки между
монетой и банкнотой.
3. Узнать, как расходуется семейный бюджет.
Для родителей:
1. Активно подключиться к созданию картотеки дидактических игр по
финансовой грамотности.
2. Принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.
3. Активизировать детей относиться бережно к вещам с целью
экономии семейного бюджета.
На первом этапе мы с детьми обсудили, что такое деньги и как их получают
взрослые. Ребятам были заданы следующие вопросы: «Всегда ли
расплачивались деньгами?», «Почему нельзя брать любые вещи без
оплаты?», «Почему родители должны платить за коммунальные услуги?».
На этапе планирования деятельности, определения форм и методов работы,
мы с детьми обсудили, что мы хотели бы узнать, что мы сделать в детском
саду, а что они будут делать дома с родителями. Исходя из этого был
составлен план мероприятий.
План мероприятий по реализации проекта:
1. Беседа
- На что люди тратят деньги?
- Из чего складывается бюджет семьи?
- На чём можно сэкономить?
- Всё ли можно купить за деньги?
- Как накопить на любимую игрушку?
2. Чтение произведений Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б. В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек, отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и
сорок разбойников» ,Т. В. Грековой «Клад»,«Золотая антилопа»
3. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»
4. Продуктивная деятельность: Атрибуты к сюжетно-ролевой игре; изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет». «Магазин», «Сберегательный банк»;
5. Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.
6. Рассматривание денежных купюр и монет
7. Рисование на тему «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Места торговли:
ярмарки, магазин, рынок» «Копилка для монет»
8. Конструирование из бумаги «Кошелек»
9. Беседа «Что значит быть бережливым?»
10. Составление рассказов «Мы ходили в магазин»
11. Дидактические игры: «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Доходы», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка»
12. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
На четвёртом этапе мы приступили к выполнению намеченных задач и
каждый день помечали, что мы сделали, обсуждали и работали над
ошибками. Мы беседовали о том, для чего нужны деньги, почему нужно за
всё платить, о профессиях родителей и кем хотят стать дети, когда вырастут);
играли в интересные дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Семьи Кукушкиных, Хлестковых, Румянцевых и Кузнецовых сняли
домашние видеоролики по интересующей нас теме. Также родители помогли
создать картотеки дидактических игр по финансовой грамотности.
На пятом этапе мы проанализировали нашу работу, отметили с детьми, что
мы узнали нового о финансах. Выяснили, что деньги нужны всем. Родители в
свою очередь дома с детьми провели беседы о бюджете семьи.
Заключительный этап нашего проекта – это его защита, которую мы
представили сотрудникам детского сада. А так как презентация проекта
прошла в период подготовки к Новому году, решили и новогодний утренник
завершить необычно – подарки дети получали из сделанного нами
подаркомата.
В заключении мы отметили, что работа над проектом была результативной и
очень увлекательной для детей.
Значительно активизировалась речь детей,
они узнали много новых слов, узнали многое о финансовой грамотности. А
главное – дети стали бережнее относится к своим вещам и игрушкам,
перестали просить у родителей каждый день покупать им новую игрушку
или сладости, тем самым экономя бюджет своей семьи.
В перспективе – продолжить начатую работу в старшей группе, усложнив
задачи обучения детей основам финансовой грамотности, включив их в
разные виды деятельности.