Ольга Всеволодовна Прокопьева
Проект кружковой работы «Узоры Сибири» по общеразвивающей программе художественного направления «Родные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : октябрь – апрель.
Вид проекта : долгосрочный.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Участники: педагоги, дети, родители.
Актуальность.
Задачей нравственного воспитания является развитие интереса к русским традициям и национальной культуре. Прививать любовь к Родному краю, к народному фольклору. Расширять представления о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства Сибири.
Проблема.
Публикация «Проект кружковой работы „Узоры Сибири“ по общеразвивающей программе художественного направления „Родные узоры“» размещена в разделах
Для педагога: недостаточный уровень знаний детей в области декоративно-прикладного творчества русского народа; недостаточный уровень компетентности родителей в области русской народной культуры
Для детей: узнать как зарождались народные промыслы (что мы хотим об этом узнать, чему мы хотим научиться, зачем нам это нужно)
Цель проекта.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи.
Образовательные:
- расширить познавательный интерес к народной культуре Сибири и Урала;
- активизировать детей на приобретение и закрепление умений и навыков в области народного творчества;
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми.
Развивающие:
- развивать любознательность, стремление к познанию русских народных традиций посредством интеграции образовательных областей;
- развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
Воспитательные:
- формировать творческую личность;
- воспитывать уважение, любовь к русскому искусству народных мастеров, к Родине.
Этапы проекта.
1 этап: нахождение темы проекта, планирование.
2 этап: реализация проекта. План мероприятий проекта.
3 этап: завершение и анализ проекта. Итоговая презентация.
Итоговое мероприятие проекта : праздник «Мастера Сибири», выставка «творчество маленьких умельцев».
Планируемый результат:
- дети проявляют интерес к русской народной культуре;
- дошкольники знакомы с видами декоративно-прикладного творчества;
- повышен интерес воспитателей и родителей к русской народной культуре.
План мероприятий.
№ Этапы. Содержание работы. Сроки.
1. Подготовительный.
взаимодействие с педагогами и родителями. 1. Организационная работа.
Обсуждение работы по проекту со старшим воспитателем и воспитателями групп.
Цель: обсудить совместную работу. Октябрь, 1-2 недели.
2. Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам народной культуры».
Цель: приобщение родителей к данной проблеме. Октябрь, 3 неделя.
3. Встреча с работниками музея об организации экскурсий.
Цель: совместная работа с социумом. Октябрь, 4 неделя.
4. Коллективная работа по оформлению коллажей в групповых уголках по теме «мастера Сибири», «Народные умельцы», «Моя малая Родина».
Цель: совместная работа специалистов и воспитателей. Ноябрь, 1-2 недели.
5. Подбор литературы для чтения и рассказывания детям: рассказы, сказки и загадки: Устинов С. П. «Пятнистая шуба», «Медведь близко», «Рысь» и т. д. ; русские народные сказки, бурятские сказки, уральские сказки Бажова П. П. ; набор росписи «Страна фантазии» С. Вахрунцевой.
Цель: знакомство с традициями и бытом народов Сибири. Ноябрь, 3-4 недели.
6. Консультация для воспитателей «Организация работы по приобщению детей к истокам народной культуры».
Цель: раскрыть значимость данной работы. Декабрь, 1 неделя.
7. Подбор дидактических игр «Чудо узоры», «В русской горнице», «Подбери чашку к блюдцу», «Что из чего сделано», «подбери головной убор к сарафану», «Дорисуй наряд».
Цель: Развивать творчество, художественные навыки, интерес к народному творчеству. Декабрь, 2-3 недели.
8. Подбор фильмов, слайдов для просмотра «Гора самоцветов», «Жили-были матрешки». Декабрь, 4 неделя
9. Семинар «Организация работы по приобщению детей к народной культуре».
Участие в Рождественских утренниках. Январь, 3-4 недели.
10. Создание в группах мини музеев «Народное творчество России».
Цель: Знакомство с бытом и народным творчеством России. Февраль, 1-2 недели.
11. Творческая мастерская «Забытые промыслы».
Цель: изготовление дымковской игрушки педагогами и родителями. Февраль, 3-4 недели.
12. Совместно с работниками музея подготовить праздник-концерт «При солнышке- тепло, при матушке-добро», «Мастера Сибири».
Цель: приобщение специалистов к совместной творческой работе (изготовление народных костюмов, изделий). Март, 1-4 недели.
13. Подготовка и проведение мастер класса «Забытые промыслы».
Цель: Развивать стремление к творческому познанию русских традиций, любовь к искусству народных мастеров. Март, 1-3 недели.
14. Подведение итогов по данной тематике. Март, 4 неделя.
15. Организация выставки «Творчество маленьких умельцев».
Цель: отметить результативность по данной теме. Воспитывать уважение и восхищение художественным мастерством умельцев. Март, 4 неделя.
2. Практический. Реализация проекта. 1. Встреча с воспитателями и специалистами по вопросу «Организация работы по приобщению детей к истокам народной культуры» Октябрь, 1 неделя.
2. Проведение экскурсии в музей для детей старших и подготовительных групп на тему «Русская изба».
Цель: Работа с социумом. Октябрь, 2 неделя.
3. Беседы с детьми и родителями на тему «Гости в горнице», «Русская изба».
Цель: выяснить, делятся ли дети своими впечатлениями и умеют ли передавать эти впечатления.
4. Оформление альбомов, коллажей «народные промыслы» (Дымка, Гжель, Хохлома, Городецк, Филимоново).
Цель: знакомство с народными промыслами. Октябрь, 3 неделя.
5. Ручной труд. Изготовление и роспись изделий «красавица хохлома» (ложки, подносы).
Цель: приобретение навыков народной росписи.
6. Кружковая работа «Творческая мастерская».
Цель: изготовление дымковских игрушек. Октябрь, 4 неделя.
7. Кружковая работа «Творческая мастерская».
Цель: продолжение работы по росписи изготовленных игрушек (дымковские барышни, барашки). Ноябрь, 1 неделя.
8. Кружковая работа «Творческая мастерская».
Цель: создание условий для развития творческих и художественных способностей детей, овладение навыками хохломской и гжельской росписи. Ноябрь, 2-3 недели.
9. Участие в создании мини музея народной культуры.
Цель: взаимодействие педагогов, детей, родителей. Ноябрь, 4 неделя.
10. Развлечения для детей: «Встречаем гостей», «В гостях у дедушки и бабушки».
Цель: использование изделий из соленого теста, папье-маше, чайной посуды, самовара, русских сладостей. Декабрь, 1 неделя.
11. Утро красивых игр. Дидактические игры: «Чудо-узоры», «Подбери чашку и блюдце», «Подбери головной убор к сарафану», «Дорисуй нужный элемент».
Цель: учить проявлять интерес к народному творчеству. Декабрь, 2 неделя.
12. Организовать просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка».
Участие в Новогодних и Рождественских праздниках.
Цель: познакомить детей с промыслами и изделиями Уральских мастеров; воспитывать эстетическое восприятие детей. Декабрь, 3-4 недели.
13. Кружковая работа «Русский народный костюм».
Цель: самостоятельная работа детей по оформлению шаблонов русских народных костюмов элементами дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписей. Январь, 3-4 недели.
14. Музыкальное развлечение «Русская изба» с обыгрыванием песни «Где был Иванушка», плясками «Кадриль», «Танец с ложками», элементами народных игр «Плетень», «Горелки», «Ручеек». Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя
Цель: прививать детям любовь к Родине и ее творчеству. Февраль, 1-2 недели.
15. «Мастерская игрушек». Изготовление дымковских игрушек и игрушек-забав.
Цель: совместная работа воспитателей и родителей. Февраль, 3-4 недели.
16. Ручной труд «Сказка из теста». Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушки-тестушки».
Цель: овладение детьми приемами тестопластики. Март, 1 неделя.
17. Оформление выставки «Мастера Сибири» (элементы костюмов, изделия из теса, посуда с разными видами росписи).
Цель: формировать умение в изготовлении образцов народных промыслов. Март, 2 неделя.
18. Просмотр фильма «Каменный цветок».
Цель: знакомить с промыслами и мастерами Урала Март, 3 неделя.
19. Кружковая работа «малахитовая шкатулка».
Цель: научить детей наносить рисунок по восковому покрытию; проявлять интерес к разным элементам рисования. Март, 4 неделя.
20. Праздник «При солнышке-тепло, при матушке-добро».
Цель: демонстрация детьми костюмов, оформленных в стиле народных росписей. Апрель, 1-2 недели.
21. Организация весенней ярмарки-выставки «Творчество маленьких умельцев», «Мастера Сибири».
Цель: отметить результативность по данной теме, создать веселое настроение. Апрель, 3 неделя.
3. Заключитель-
ный 1. Подведение итогов по данной теме, диагностика детей.
Цель: выявить результаты и планировать дальнейшую работу. Апрель, 4 неделя.
Список литературы.
1. О. А. Скоролупова «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством», 2007
2. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников», М. Пед. общество России, 2008
3. И. А. Лыкова «Художественный руд в деском саду. Изобразительная деятельность в детском саду», Издат. дом «Цветной мир», 2014
4. Н. В. Микляева «Комментированное рисование в детском саду», Метод. Пособие. ТЦ «Сфера», 2010
5. Журналы «Простые уроки рисования», 2012 № 6-12, 2013 № 1-12, 2014№ 1-12
6. К. Ю. Белая, В. М. Сотникова «разноцветные игры», Москва «Игра и игрушки»-Линка Пресс, 2007.