Ирина Лесникова
Проект «Красивая улыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно - исследовательский проект «Красивая улыбка»
Актуальность темы:
В настоящее время установлено, что основные стоматологические заболевания «программируются» до рождения или впервые годы жизни. Эти заболевания отличаются в детском возрасте необычайно агрессивным течением.
Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особой значимости. Тем более что зубы, пораженные кариесом, — это постоянный источник инфекций, чреватый развитием еще более серьезных общих заболеваний организма (таких, как сепсис, остеомиелит, ревматизм и т. д.) . Плохие зубы у ребенка - потом такие же зубы у взрослого.
Публикация «Проект „Красивая улыбка“» размещена в разделах
Актуальность проблемы подтверждается данными ВОЗ — около 80 % людей в той или иной степени страдают заболеваниями пародонта. Нездоровые зубы, являясь источником инфекции, могут стать причиной одних заболеваний (гайморит, тонзиллит) и усугубить протекание других (заболевания сердца, почек, суставов и т. д.) .
При наличии кариозных зубов, нездоровой слизистой микробы, в частности стрептококки и стафилококки, постепенно попадают в кровь и поражают различные органы и системы. В результате могут возникнуть нарушения зрения и слуха, кожные реакции, выпадение волос или воспаление желез внутренней секреции и даже развитие ревматизма, почечной или сердечной недостаточности.
Все эти факты позволяют сделать вывод, что помимо эстетического внешнего вида, существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов.
Каждый здравомыслящий человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний.
Однако, как ни прискорбно, но знания эти часто оказываются поверхностными.
Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся причиной проблем. Именно поэтому тема нашего проекта «Красивая улыбка» является актуальной.
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно – исследовательский
Длительность проекта : средней продолжительности.
Участники проекта : : дети средней группы 4 -5 лет, воспитатели группы, родители.
Причины разработки проекта :
имеются проблемы с зубами, кариес (частые посещения стоматолога)
нежелание детей регулярно чистить зубы (результаты анкетирования)
недостаток у детей знаний о зубах и правилах ухода за ними (диагностика).
Цель проекта :
Выработать у детей на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для укрепления здоровья;
положительное отношение к посещению стоматолога.
Задачи:
Развивающие задачи: развивать исследовательские умения и навыки; задавать вопросы; собирать совместно с взрослыми необходимую информацию.
Образовательные задачи – познакомить детей со строением зубов, их назначением и функциями. Дать знания о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта.
Воспитательные задачи – воспитывать желание заботиться о своем здоровье и полости рта.
Ожидаемый результат:
Формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности.
Собранная информация по проблеме.
Сформировать знания детей о зубах и правилах ухода за ними.
Этапы реализация проекта.
1–й этап – подготовительный.
Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
Оформление информационного уголка для родителей:
Консультации для родителей «Все правда о молочных зубах», «Чтобы зубы были крепкими и здоровыми», «Жевательная резинка: польза или вред?», «Чтоб улыбка сияла».
Памятки по уходу за зубами;
Распределение заданий между участниками проекта.
Подбор наглядно – дидактических материалов, игр, презентаций и оборудования для занятий, экспериментов, привлечение родителей.
Разработка методических пособий, занятий с детьми по теме «Наши зубы».
Подбор мультфильма по теме.
Подготовить выставку зубных принадлежностей.
2-й этап – практический.
Диагностика о зубах по вопросам:
- Что вы знаете о зубах?
- Что вы хотите узнать о зубах?
- Как мы будем это узнавать?
Организация совместной (с родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.
НОД «Здоровые зубы - здоровью любы», «Чтобы зубы не болели»
Беседы «Зубы» «Для чего нужно чистить зубы». «Питание и здоровые зубы», «Профессия врач-стоматолог»
Практическое занятие «Учимся правильно чистить зубы», "Полоскание рта".
Экспериментирование, опыты. «Отчего появляются трещины в зубах», «Чем лучше очистить зубы».
Выставка детских работ (рисование «Веселый зубик», аппликация «Зубные принадлежности»)
Презентации «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь быть здоров», «Почему надо чистить зубы».
Д/и «Полезно – вредно для зубов», «Запрещается – разрешается»
Встреча с интересными людьми – (врач – стоматолог Ирина Семенчина)
Экскурсия в стоматологический кабинет.
В рамках проекта в совместной и самостоятельной деятельности с детьми провести сюжетно – ролевые игры «На приеме у зубного врача», «У куклы Даши заболел зуб»,
Просмотр и обсуждение мультфильма «Королева Зубная щетка»
Чтение художественной литературы, заучивание стихов и загадок по теме. Сказкотерапия.
3-й этап – заключительный.
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Оценка результатов работы всех участников проекта.
3. Создание выставки – продуктов проекта.
4. Мультимедийная презентация проекта в другой группе, на родительском собрании, в ДОУ
5. Публикация на сайте ДОУ.
Работа с родителями.
Выпуск газеты «Улыбка»
Д/и «Полезная и вредная для зубов еда»
Совместно с родителями оформить альбом со стихами, загадками, пословицами.
Выставка «Здоровые зубы».
Ознакомление родителей с комплексом мер по профилактике заболеваний зубов, вручение памяток.
Привлечение родителей к оформлению уголка зубных принадлежностей.
Консультация «Все про зубы», «Чтобы зубы были крепкими и здоровыми», «Жевательная резинка: польза или вред?», «Чтоб улыбка сияла».
Индивидуальные консультации и беседы «Как правильно выбрать зубную щетку и зубную пасту»
Памятка «Содержите в чистоте зубную щетку», «Школа чистки зубов»
Папка-передвижка «Как сохранить у ребенка здоровые зубы?»
Наблюдения родителей в домашних условиях: «Уровень принятия ребенком правил ухода за ротовой полостью», профилактическая работа.
ВЫВОДЫ
В начале проекта и после его завершения проводили мониторинг знаний детей по теме. Дети отвечали на следующие вопросы:
-от чего могут заболеть зубы?
-назови полезные для зубов продукты
-назови, что вредно для зубов
-надо ли чистить зубы
-чистишь ли ты зубки? когда?
Результаты диагностики показали, что высокий уровень знаний с 40% детей поднялся до 60% детей,средний уровень знаний остался примерно на на том же уровне. А низкий с 25% опустился до 5% детей. Низкий уровень знаний у двух детей, которые мало посещали детский сад за время проведения проекта. Заключительная диагностика показала, что у детей появились конкретные знания об уходе за полостью рта. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, обучающих занятий «как правильно чистить зубы», проведенных специалистом. При проведении опытов на наглядном примере дети сами сделали выводы, что полезно и что вредно для зубов, зачем надо чистить зубы. Многие дети осознали свою роль в сохранении здоровья.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию потребности беречь зубы. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов, повысилась мотивация к сохранению зубов. Дети узнали, что здоровые зубы необходимы не только для того, чтобы быть здоровым, но и для того чтобы правильно говорить и красиво улыбаться. Многие осознанно стали отказываться от сладостей. За время проекта 6 человек посетили врача стоматолога, 3 из них с целью профилактического осмотра.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов, родителей, специалистов, детям вполне доступно овладение правильным уходом за зубами и осознание ответственности за свое здоровье, положительное отношение к посещению стоматолога.
В перспективе планируем продолжать формировать у детей культуру здоровья. В тесном сотрудничестве с родителями, социумом.