Елена Латникова
Межгрупповой исследовательский проект «Край родной, навек любимый»
▼ Скачать +Заказ
«Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков».
Попов И. Н.
Тема проекта:"Край родной, навек любимый".
Тип проекта:открытый, межгрупповой, исследовательский.
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта:Латникова Е. Н., дети подготовительной группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеем г. Морозовска, детской библиотекой.
Публикация «Межгрупповой исследовательский проект „Край родной, навек любимый“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Сроки реализации: 2013-2014год.
Актуальность проекта:
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
*Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Донского края.
*Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.
*Углубление знаний детей о профессиях, с культурным наследием края.
*Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
*Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
План действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном крае? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Перспективный план работы по проекту «Край родной, навек любимый»
Рассматривание картин, книг и открыток о родном крае:
Работа с книгой-альбомом «Морозовск»;
Рассматривание репродукций картин с изображением Донского края;
Рассматривание альбома А. Щербакова «Донские пейзажи».
Поисково-собирательная работа:
Знакомство с историей города на основе материалов (интернет)
Сбор личных вещей, книг, фотографий.
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу.
Изготовление схем:
«Наш город для детей».
Целевые прогулки:
К лицею №1.
По близлежащим улицам.
В парк.
На стройку дома по ул. Ворошилова.
Экскурсии:
Экскурсия в школу искусств.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Беседы :
«Чем славится Донской край?».
«Мой родной город»
«Улицы, по которым мы ходим».
Занятия:
Познавательное занятие «Наш город».
Познавательное занятие «Что мы знаем о своей маленькой родине?»
Дидактические игры:
Ассоциации – город».
«Словарик казака».
«Что где находится» (схемы, карты).
Викторины:
«Знатоки родного города»
Праздники:
Праздник города
Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)
Чтение художественной литературы:
В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
В. Степанов. Наш дом.
М. Шолохов. Донские рассказы
Оформление альбомов :
«Мы живем в Морозовске».
«Наш любимый детский сад»;
"Наши выпускники".
Самостоятельная художественная деятельность детей: Рисование «Наша улица – прошлое и будущее».
Изготовление макета «Мой детский сад»
Рисование «Что мы видели»
Сюжетно-ролевые игры:
«На стройках города».
«Железная дорога».
«ДПС»;
«Больница»
Конкурсы, выставки:
Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Выставка «Моя семья» (художественная деятельность)
Приложение.
Знакомство с творчеством донских поэтов – любителей. Стихотворение Губаревой В. 5 класс с. Сарочеркасская
В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Знайте: дороже золота
Мне батюшки Дона вода.
Милая моя родина,
Как я люблю тебя!
Донской край Попов И. Н. г. Ростов на Дону
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
***
Любимый край степной.
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной.
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя!
А. Леонов, г. Волгодонск
ДОНСКОЙ КАРАВАЙ
Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
В земле проклюнулось зерно
Кинжальчиком едва заметным,
Пригрелось под лучом оно
И закачалося под ветром.
И — стебель к стеблю — на простор,
Как будто протянуло стрелы.
От синих вод до синих гор.
И вот зерно созрело.
И ветер гнет, и дождь сечет,
Но в бункера зерно течет,
Шумит донской волною;
И солнца свет роняет след
Над золотой стернею.
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая.
Еще он отдает зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
Синева
Гляжу в окно, а за окном
Такая синева кругом:
И Дон, и вербы над водой
Залиты светлой синевой.
Апрель выходит на поля,
Посевы просыпаются,
А небу синему земля
Счастливо улыбается.
Алексей Данилов г. Белая калитва
РОДНАЯ ПЕСНЯ
Как берёт она, песня казачья,
За живое, за душу, до слез.
Да и как же могло быть иначе,
Если жил с этой песней и рос.
Ты послушай, как любо играют
Казаки у вечерних костров.
И откуда берут-выбирают
Жемчуга сочных песенных слов.
То она над станицей казачьей
Величавою птицей парит.
То вприсядку пойдет, то заплачет.
То душевно с тобой говорит.
Песню эту не вытеснить новой,
И казак не расстанется с ней.
Ведь ее высекают подковы
Вороных да буланых коней.
Ей всегда подпоет ветер вольный,
Ее музыка - сабельный звон.
И сама она так же раздольна,
Как отец ее батюшка-Дон.
СЛОВАРЬ КАЗАЧЬИХ СЛОВ
ай - или
баз - помещение или навес для скота
банить - приводить в порядок
пол, обмазывая глиной
бесяка - чёрт
бирюк - волк
божничка - полка для иконы
брухаться - бодаться, меряться силами
буерак - овраг, поросший лесом
бурсак - хлеб продолговатой формы,
сухие лепёшки
взвар - компот из сушёных фруктов
забурунный - скандальный
завеска - женский передник
загород - ограда
заложка - задвижка
занудиться - измучиться
запутляться - сбиться с дороги
зыркать - быстро водить глазами
кагала - ватага
каймак - густые пенки
катух, котух - хлев для
мелкого рогатого скота
колготиться - беспокоиться
ссориться
корчик - разливательная ложка
кровиночка - обращение к детям
ноня, ноне, нонче - сегодня
откель, откеда - откуда
очунеть - придти в себя
прокудной - шаловливый, проказный
расхлебениться - принять
неряшливый вид
турсучить - трепать
ухондокаться - устать
халошина - часть штанов
на одну ногу
худоба - домашний скот
цебарка - железное ведро
чакан - рогоз
выкидывать коники - совершать из ряда
вон выходящие поступки
гутарить - говорить
дружечка - милая, милый
жалечка - милая, дорогая
курень - квадратный казачий дом
с четырёхскатной крышей
кучугур - песчаный бугор
кушири - густые заросли
лабуниться - угодливо добиваться
ладанка - мешочек со щепоткой родной
земли
муздыкаться - нянчиться
невладанный - не бывший в
употреблении
нехай - пусть
рахунка - порядок
трошки - немного
чирики - мягкие туфли,
сапоги с отрезанным голенищем
шалаться - бродить без дела
Из книги "Казачий Присуд" автор В. А. Дронов
Ресурсы:http://kazakdon.ru/kazachij_slovarj.html
http://donzem.ru/2012-10-15-22-17-12/history.html
http://www.tourblogger.ru/blog/mify-donskogo-kraya.html
http://pedsovet.su/load/321-1-0-37590