Керн Алла Викторовна
Информационная карта проекта «Крахмал»
▼ Скачать
Информационная карта проекта.
Проект : «Крахмал»
Автор проекта : воспитатель Керн Алла Викторовна
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие
Область интеграции: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение исследовательской литературы», «познание», «Труд».
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети, педагоги
Возраст : 5-6 лет
1. Введение
Выбор темы исследования
Публикация «Информационная карта проекта „Крахмал“» размещена в разделах
Однажды, когда дети за обедом в детском саду пили свой любимый напиток кисель, они спросили у повара, из чего его готовят. Он сказал, что из крахмала. Ребятам стало интересно узнать:
- что такое крахмал;?
- какие продукты могут содержать крахмал?
- когда люди узнали о крахмале?
- какими полезными свойствами обладает крахмал?
- как его можно обнаружить в продуктах.
Именно поэтому и была выбрана данная тема проекта.
Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали крахмал. Ведь он присутствует во многих продуктах.
Объект исследования: крахмал.
Предмет исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.
Гипотеза: мы предположили, что если подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания, а также узнаем, где еще применяется крахмал.
Цель проекта : Выяснить, что такое крахмал.
Задачи:
1. Собрать информацию о крахмале;
2. Изучить свойства, провести опыты с крахмалом;
3. Расширить знания о крахмале и его пользе, сделать выводы.
Методы исследования:
Подумать самостоятельно;
Сбор информации у взрослых, в книгах и Интернете;
Наблюдение;
Проведение опытов.
План исследования:
1) получить крахмал из клубней картофеля;
2) опытным путём с помощью раствора йода проверить наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания;
3) показать практические способы применения крахмала в быту.
4) презентация работы
Этапы реализации проекта
2. 1Основная часть
У нас в садике повар готовит кисель он такой вкусный и полезный, и нам всегда было интересно, из чего делают кисель. В рецепте написано «добавить крахмал». А что такое крахмал? Мы решили выяснить, что такое крахмал? Лариса Владимировна рассказала, что крахмал появился в России более трехсот лет назад. А от мамы я узнал, что крахмал содержится во многих растениях, но больше всего его в картофеле. Из опроса взрослых, просмотра книг мы узнали: крахмал – это порошок белого цвета, напоминает муку, нерастворим в холодной воде. При сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип». Крахмал содержится почти во всех растениях. Особенно много его в корнях, клубнях, плодах и зернах растений. В горячей воде крахмал набухает (растворяется, становится прозрачным, образуя раствор — клейстер. Взаимодействует с йодом (окрашивание в синий, фиолетовый цвет). Крахмал используется для приготовления киселя, клейстера, крахмаления одежды. Мы с другом решили самостоятельно обнаружить крахмал. И правда ли он содержится в картофеле?
2.2. Исследование свойств крахмала
Опыт №1. Получение крахмала из клубней картофеля. (Приложение №1)
Оборудование: Тертый картофель, миска с водой, вторая миска
Проведение опыта: Мы предположили, что если картофель измельчить, то получится крахмал. Сначала мы натерли картофель на терке, отжали сок, чтобы он быстрее высох. Через час кашица из картофеля потемнела. Высохший картофель мы измельчили. Получился порошок серого цвета.
Вывод:мы видим, что на дне есть осадок. Это и есть крахмал.
Опыт №2. Исследование свойств крахмала. (Приложение №)
Оборудование: сухой крахмал
Проведение опыт: Взяв крахмал в руки, мы начали его исследовать.
Вывод:
на вид белоснежная мучнистая масса;
на ощупь крахмал скрипит;
не имеет запаха;
А еще наш повар Евгений Дмитриевич точно знает, что крахмал не имеет вкуса.
Опыт №3. Как изменяется вода с крахмалом при взаимодействии с йодом. (Приложение №)
Оборудование: Два стакана с водой, крахмал, пипетка, йод.
Проведение опыта. Что произойдет с крахмалом, если добавить каплю йода. Посмотрите, какого цвета йод?
Йод коричневого цвета (показывает пипетку, окрашенную йодом). Сейчас берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал и размешиваем, а в другом только вода. Капаем йод в оба стакана. Там где в стакане была вода, цвет стал коричневый, а где был размешен крахмал цвет стал синий.
Можно сделать вывод: в результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрашивается в синий цвет.
Опыт №4. Определение наличия крахмала в продуктах питания. (Приложение №)
Оборудование: тарелки с картофелем, сыром, печеньем, кукурузой, колбасой, булкой, йод, пипетка.
Проведение опыта: Поочередно капнув йод на продукты, мы выяснили, что крахмал под воздействием йода окрашивается в синий цвет.
Итак можно сделать вывод: Йод окрасил в синий цвет картофель, печенье, булку и кукурузу. Значит, в этих продуктах содержится крахмал! Больше всего изменил окраску картофель.
Опыт №5. Использование крахмала в быту. (Приложение №)
Оборудование: кукольная одежда, крахмал разведенный в воде, миски с водой 2 шт.
Проведение опыта: Взяв кукольную одежду, мы опустили её в воду с крахмалом, а потом высушили её. После высыхание изделие стало более жестким.
Вывод: Крахмал можно использовать и применять в обработке ткани, чтобы придать ей форму.
3. Заключение
Проводя исследование, мы нашли ответы на свои вопросы. Теперь мы знаем, в каких овощах находится крахмал. Больше всего крахмала содержит картофель. Он окрашивается в синий или фиолетовый цвет, если капнуть йод. Крахмал можно сделать самостоятельно из картофеля. Для того чтобы сварить кисель, сделать клейстер, добавляют крахмал. Он придаёт густоту. Мы познакомились с новыми словами: так, крахмал называли скорбилом, слова, которые почти не употребляют в речи крахмаленье, крахмалка, крахмальница.
Занимаясь нашим исследованием, мы научились чистить картофель, тереть его на терке, сделали крахмал, узнали много интересного об использовании крахмала, оформили «копилку». Опытно-экспериментальным путём расширили знания о его свойствах и поделились накопленными знаниями с детьми детского сада.
Теперь мы точно знаем что крахмал :
на вид белоснежная мучнистая масса;
при сжатии он издает характерный «скрип»;
не имеет запаха;
не имеет вкуса;
при смешивании крахмала с водой, крахмал не растворяется, на дне появляется осадок;
в горячей воде набухает, получается клейстер;
в результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрашивается в синий цвет.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В следующий раз обязательно узнаем, где ещё прячется крахмал, и как его можно использовать. Попробуем сделать крахмал из кукурузы или яблок.
Защита проекта
Презентация исследовательского проекта «Что такое крахмал» была проведена в форме доклада с показом экспериментов для детей старшей и подготовительной групп. После сообщения проведено обсуждение. Ребята ответили на вопросы слушателей – детей и взрослых. Присутствующие высказали свое мнение о проекте. Все дети могли провести опыты с крахмалом, получили схемы приготовления крахмала в домашних условиях. Это позволило наглядно убедиться в основных свойствах крахмала и разнообразном его использовании.
4. Список литературы и Интернет ресурсы
1.https://noise.podst.ru/
2.https://images.yandex.ru/yandsearch
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Энциклопедия для детей: Т. 3 (География).– Сост. С. Т. Исмаилова. – М. : Аванта+, 1994. – с. 377-391
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия в 2-х дисках – 2005 г.
6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия в 2-х дисках – 2009 г.
7. Детский интернет портал «Мамина Умничка» 2006-2010. www. umnichka.ua
8.«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова // Российская академия наук – Москва: 2005, с. 304
9.«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля – Москва: ОЛМА – ПРЕСС-2004, т. 2, с. 159.
10. Энциклопедический словарь том 32 Коялович-Кулон (Репритное воспроизведение издательства Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон)