Елена Харькина
Проект «Ковры Сибири — земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Ковры Сибири - земли русской".
Воспитатель Харькина Е. Д.
Наименование проекта : "Ковры Сибири".
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : дети младшей возрастной группы, родители, воспитатели.
Актуальность:
Публикация «Проект „Ковры Сибири — земли русской“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Любовь к своей Отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа в прошлом и настоящем.
Каждый край, город славится своими промыслами, ремёслами, мастерами, и наша Тюменская область не исключение. Познавая Родину в разных её проявлениях ребёнок учиться быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть в нём формируется гармонически развитая личность.
Во время тематической недели "Народно-прикладное искусство в детском саду", детям были представлены образцы изделий русского народного творчества. Дети с особым любопытством разглядывали Сибирский ковёр. Ковёр чёрного фона с живописными цветами больше всего привлёк внимание дошкольников. Дети стали задавать вопросы: "Почему он чёрный?", "Как его сделали?", "А где это делают?", "Мы тоже хотим попробовать, сделать свои ковёр?
Так возникла идея создания данного проекта, которую поддержали родители.
Цель: создание условий для формирования художественно-эстетических знаний и умений на примере знакомства с ковроткачеством, как русским народным промыслом и видом искусства.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с ремеслом плетения ковров, историей возникновения ковроткачества в Тюмени, его особенностями, узорами и разнообразием техник выполнения;
- формировать у детей умение работать в нетрадиционных техниках изготовления сибирских ковров.
Развивающая:
- развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла;
- развивать творческие способности, навыки действовать коллективно;
- совершенствовать навыки работы в нетрадиционных техниках.
Воспитательная:
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности;
- воспитывать самостоятельность в творческом применении усвоенных способов изображения в рисовании, лепке, аппликации;
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Формы реализации проекта :
ОД, просмотр видео и слайдов, презентаций, беседы, игры, творческая работа, чтение художественной и научно-познавательной литературы, досуговые мероприятия, совместная деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат:
- познакомились с народным промыслом сибирского ковроткачества, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой;
- появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров;
- оформление и пополнение уголка по изодеятельности пособиями по народно-прикладному искусству;
- выставка рисунков и поделок: "Говорят в народе, ковёр Тюменский в моде".
План реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Анализ воспитательного процесса по теме.
Участники: воспитатели
Ожидаемые результаты: прранализированы наличие художественной и познавательной литературы, наглядно-методическое обеспечение по теме.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе.
Участники: дети, воспитатели, родители
Ожидаемые результаты: предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами.
3. Создание компьютерных презентаций, посвящённых декоративно-прикладному искусству "Сибирский ковер".
Участники: воспитатели
Ожидаемые результаты: создан наглядный материал в виде презентаций, видеороликов.
4. Систематизация методических рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Участники: воспитатели
Ожидаемые результаты: для родителей изготовлены памятки, рекомендации, консультации по теме проекта.
Основной этап:
1. Познавательное развитие:
Просмотр презентаций "Сибирский ковёр".
Виртуальная экскурсия: видеоролик "Ишимская ткацкая мастерская".
Участники: дети, воспитатели
Ожидаемые результаты: проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности ковроткачествп, о производстве изделий.
2. Социально-коммуникативное развитие:
Беседа "Тюменские ковры - изделия народные";
Беседа "Русская горница";
Беседа "Уважай труд других людей";
Рассматривание альбомов с изделиями Тюменских, Ялуторовских, Заводоуковских мастеров;
Набор открыток "Ковры Сибири";
Дидактические игры: "Найди лишний узор", "Найди отличия";
Сюжетно-ролевые игры: "Ткачи и ткачихи", "Город мастеров";
Игры-пазлы "Собери ковёр";
Игра-моделирование "Узоры на ковре";
Работа над раскрасками "Узоры на ковре";
Конструирование из бумаги, ниток "Плетение ковров".
Участники: дети, воспитатели, родители
Ожидаемые результаты: проведены беседы и игры в соответствии с планом. Рассмотрены альбомы по изделиям Тюменских мастеров.
Дети:
- получили первоначальное представление о ткацком искусстве изготовления ковров;
- научились отличать плетение ковров в стиле Сибирских мастеров от другого вида плетения;
- закрепили умение составлять узоры Тюменских ковров, конструировать из разных материалов.
3. Речевое развитие:
Чтение сказки: "Марья-искустница";
Составление рассказа: "Я ковёр сплету руками, подарю его я маме";
Заучивание загадок;
Просмотр художественных альбомов "Подарок земли Тюменской".
Участники:дети, воспитатели
Ожидаемые результаты: сформированы навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия со сверстниками. Формируются духовно-нравственные представления у дошкольников, связная, монологическая речь, и содержательность.
4. Художественно-эстетическое развитие:
Художественное творчество:
ОД "Знакомство с искусством - ковры Сибири";
ОД "Как во горнице сибирской";
ОД "Секреты тюменских мастеров";
ОД "Ниточный ковёр" (плетение);
ОД "Сибирские узоры" (пластилинография).
Участники: дети, воспитатели
Ожидаемые результаты: проведены воспитательно-образовательные работы в разной форме в соответствии с планом. Сформированы практические умения и навыки в соответствии узоров сибирских мастеров по собственному замыслу, используя элементы росписи ковров тюменскими мастерами.
Детское творчество:
- оформление выставки с изделиями "Как у настоящих мастеров".
Эстетическая развивающая среда:
- оформление выставки для родителей из детских работ по теме.
Заключительный этап:
Выставка детских работ "Как у настоящих мастеров".
Участники: дети, воспитатели
Ожидаемые результаты: организация выставки "Как у настоящих мастеров".
Обобщение опыта работы по проекту.
Участники: воспитатели
Ожидаемые результаты: создание презентации реализованного проекта.
Коллективная работа в нетрадиционной технике "Говорят в народе, ковёр Тюменский в моде".
Участники: дети, родители
Ожидаемые результаты: организация выставки "Говорят в народе, ковёр Тюменский в моде".
Работа с родителями по проекту :
1. Консультация "Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста";
2. Памятка " Нетрадиционные техники изготовления изделий народного творчества";
3. Буклет "Как смастерить ковёр вместе с ребёнком";
4. Выставка совместного творчества детей и родителей "Говорят в народе, ковёр Тюменский в моде".